Дидактические
|
Инструкция педагога |
Участие ребёнка |
Педагог говорит БА и |
Зрительное и слуховое |
Педагог говорит и показывает |
К зрительному и слуховому |
Педагог говорит, показывает |
Концентрация внимания, |
Педагог показывает только |
Внимание, двигательная |
Педагог показывает рукой |
Внимание, двигательная |
Педагог говорит, а детей |
Слуховое восприятие, |
Педагог просит, основываясь |
Слуховое восприятие, речь |
2. Найди по звуку слово.
После того, как ребенок понял разницу
в произношении звонких и глухих звуков,
готовим две карточки. На одной рисуем
знак ” + “, соответственно эта
карточка, обозначающая звонкий звук;
на второй карточке рисуем знак ” –
“, который обозначает глухой звук.
Произносим слова с начальными звонкими
и глухими согласными и предлагаем
ребенку поднимать карточку с плюсом
или с минусом.
З-С |
Б-П |
Д-Т |
В-Ф |
Г-К |
Ж-Ш |
Сыр |
Палка |
Дыня |
Фокус |
Голос |
Шуба |
Зонт |
Банка |
Тыква |
Вата |
Кошка |
Жук |
Сани |
Блузка |
Тело |
Фабрика |
Губы |
Штанга |
После устной работы предложить записать
слова, которые запомнили, в левый
столбик с глухими звуками, а в правый
столбик слова со звонкими.
3. Назови слово, которое отличается
от остальных.
Цель: различать на слух
оппозиционные звуки; правильно
произносить цепочки слов.
УДОЧКА-УДОЧКА-УТОЧКА-УДОЧКА; ДАЧКА –
ТАЧКА – ТАЧКА – ТАЧКА
4. Игры с мячом.
Игры с мячом направлены не только на
развитие фонематических процессов,
но и на развитие общей и мелкой моторики;
на ориентировку в пространстве; на
регуляцию силы и точности движений;
на развитие глазомера, ловкости; на
активизацию непроизвольного внимания;
на нормализацию эмоциональной сферы.
4.1. “Я знаю пять слов”.
Цель:
развивать координацию движений;
расширять словарный запас; находить
нужные слова.
Ход
игры: ребёнок произносит ряд
слов, одновременно с каждым словом
ударяя мяч об пол.
правой рукой |
левой рукой |
двумя руками |
руками поочередно |
Я знаю пять слов со |
Я знаю пять слов со |
Я знаю четыре слова со |
Я знаю четыре слова со |
Санки – раз |
Зубы – раз |
Санки – раз |
Сова – раз |
Сова – два |
Зонт – два |
Зубы – два |
Зубы – два |
Салат – три |
Зима – три |
Сом – три |
Снег – три |
Самолёт – четыре |
Заяц – четыре |
Звезда – четыре |
Заяц – четыре |
Снег – пять |
Зал – пять |
|
|
4.2. Любопытный.
Цель: развитие фонематических
представлений и воображения, развитие
навыков структурирования предложений.
Ход игры: педагог объясняет
суть игры и показывает образец.
Выбирается звук, на который будут
начинаться слова в предложении. Педагог
задаёт вопрос и бросает мяч ребёнку.
Учащиеся должны ответить так, чтобы
слова ответа начинались с заданного
звука.
КТО |
ЧТО СДЕЛАЛ |
КОМУ |
ЧТО |
Дима |
дал |
другу |
дневник |
Соня |
связала |
сестре |
свитер |
Повар |
приготовил |
приятелям |
пирог |
4.3. Будь внимательным.
Цель: – развитие умения
определять количество звуков в слове.
Ход игры: педагог, бросая
мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший
мяч, определяет количество звуков в
слове.
На начальных этапах называть слова,
состоящие не более чем из 4 звуков.
Такая игра в увлекательной форме
позволяет быстро выработать у детей
умение представить графическое
выражение слова, отрабатывается
механизм переключения.
5. Игры со словами.
Практика показывает, что одним из
любимых занятий детей являются
упражнения с буквами и словами. Подобные
задания со словами и буквами продуктивны
для профилактики дисграфии. Дети
активно составляют и загадывают слова.
Это работа-игра, от которой они получают
удовольствие и эмоциональный заряд.
Цель: активизировать все анализаторы,
принимающие участие в письменной
речи; закрепить звукобуквенный анализ
слов; различать гласные и согласные.
5.1. |
Зашифруй слово: вместо |
-а-, — и-а . |
5.2. |
Угадай Затем предлагается
Школа, улица, сумка. (Отрабатывается |
Сапоги, (Используется Шк:л:, :л:ц:, с:мк: В:т:р п: м:р: г:л::т. |
5.3 |
Подбери -а-, -а-а, |
Мак, лак, Каша, Маша, папа, |
5.4. |
Составь (р,ы,б,а,к) |
Лужа, жук, Рыба, бык, рак, бак, |
5.5. |
Придумай из каждой |
Кол-книга, окно-озеро, |
5.6. |
Запиши слова, в которых |
Кот, каша, булка, машина |
5.7. |
Составить как можно |
Соль, тесто, роль, рис, |
5.8. |
Расшифруй а) б) ь,о,ч,н, ч,е,е,р,в, |
а) тапки, б) ночь, утро, вечер, |
5.9. |
“Арабское письмо”. |
(карандаш, школу в идут дети (Дети идут в школу) |
5.10. |
“Путаница”. В |
|
5.10.1. |
Раздели слово ЧЕРЕПАХА |
ЧЕ-РЕ-ПА-ХА |
5.10.2. |
Прочитай слово по слогам, |
ХА-ПА-РЕ-ЧЕ |
5.10.3. |
Прочитай слово, пропустив |
РЕ-ПА-ХА |
5.10.4. |
Прочитай слово по заданной |
РЕ-ХА-ЧЕ-ПА, ХА-ЧЕ-ПА-РЕ |
Работа над развитием речевого
аппарата и голоса
Недостаточная артикуляторная
подвижность речевого аппарата
(смазанная невнятная речь), неправильное
дыхание могут привести к проблемам в
обучении. Работа над развитием речевого
аппарата включает артикуляцию и
правильное дыхание. Надо помнить, что
постоянный вдох ртом может ухудшить
слух.
Выработка правильного дыхания
оптимизирует газообмен и кровообращение,
способствует общему оздоровлению.
Правильное дыхание успокаивает и
способствует концентрации внимания.
Ритм дыхания – единственный из всех
телесных ритмов подвластный спонтанной,
сознательной и активной регуляции со
стороны человека. “Дышать ртом,
то же самое, что есть носом” (восточная
мудрость).
Упражнения на дыхание можно проводить
в начале урока, во время физкультурной
минутки или в конце урока. Чтобы
сконцентрировать внимание ребёнка
на выполнении того или иного задания,
можно использовать упражнение на
дыхание: рука идёт вверх – вдох через
нос, рука опускается на уровень
диафрагмы – выдох через рот (повторить
3-5 раз).
Свист, игра на духовых инструментах,
“разговаривание” через дырочки
в бумаге, через бахрому бумажных усов,
имитация сосания, зевание полезны для
развития правильного дыхания. Ребёнок
может задержать воздух в ротовой
полости путём надувания щёк, зажатия
ноздрей и попеременного выпускания
воздуха изо рта и носа.
1. Дыхательная гимнастика.
Цель: выработка правильного
носового дыхания.
1.1. Поглаживание носа от кончика вверх
– вдох, при выдохе похлопайте пальцами
по ноздрям со звуком МММ.
1.2. Расширьте ноздри – вдох, расслабьте
– выдох.
1.3. Широко открыть рот и подышать носом.
1.4. Четырехфазное дыхательное упражнение.
Вдох – задержка – выдох – задержка.
2. Беззвучно произнести А – Э – О, с
поворотом головы.
Цель: активизировать работу
мягкого нёба и глотки.
3. Воспроизведение слогового ряда
со сменой ударного слога.
Цель: отработка дыхания, ритма речи,
укрепления мышц губ и языка.
БА-БА-БА БА-БА-БА БА-БА-БА |
ВО-ВО-ВО ВО-ВО-ВО ВО-ВО-ВО |
ПЫ-ПЫ-ПЫ-ПЫ ПЫ-ПЫ-ПЫ-ПЫ ПЫ-ПЫ-ПЫ-ПЫ ПЫ-ПЫ-ПЫ-ПЫ |
ЛА-ЛА-ЛА-ЛА ЛА-ЛА-ЛА-ЛА ЛА-ЛА-ЛА-ЛА ЛА-ЛА-ЛА-ЛА |
4. Орфографическое чтение вслух.
Под орфографическим чтением понимается
чтение слова так, как оно пишется. Это
просто необходимо, потому, что дети
помогают себе, проговаривая, правильно
артикулируя слова при чтении именно
так, как они пишутся, Не карабль,
не кораболь, а именно кОраБЛь.
5. Чтение чистоговорок
Цель: отрабатывать чёткую артикуляцию;
развивать чувства ритма и рифмы;
развивать творчество детей (придумывание
чистоговорок)
РА-РА-РА – В КОМНАТЕ ЖАРА |
ЧИ-ЧИ-ЧИ – У ДОМА КИРПИЧИ |
6. Скороговорки.
Очень важным этапом работы над речевым
аппаратом является работа со
скороговорками, работая с которыми,
педагог решает многие задачи: развивает
фонематический слух каждого ребёнка;
уточняет артикуляцию звуков, отрабатывает
чёткость артикуляции; развивает
память; способствует снятию страха
перед произнесением трудных слов;
работает над памятью; обеспечивает
благоприятный эмоциональный настрой
ученику; развивает правильное дыхание;
помогает почувствовать мелодию, ритм,
темп речи; способствует увеличению
скорости не только говорения, но и
чтения.
Скороговорка – это интеллектуальная
и артикуляционная игра. Правила
скороговорки требуют неукоснительного,
точного воспроизведения сказанного.
Перед тем, как быстро проговорить
скороговорку, её нужно выучить. У
каждой скороговорки своя игра звуков,
слов. Секрет их заучивания в том, что
каждая решает новую задачу: языковую,
артикуляционную, смысловую, предлагает
свой рисунок в перестановке звуков и
созвучий, представляет свою мелодию
и ритм. Например: “Топали мы, топали,
до тополя дотопали”, “Пошла Поля
полоть в поле”, “Мама мылом Милу
мыла, не любила Мила мыло”, “Попугая
не пугают, попугая не купают, попугая
покупают”, “Тощий немощный Кащей,
тащит ящик овощей”, “У Влада брат,
Влад брату рад”.
Работа над мелкой моторикой
1. Росчерк.
Определённую роль в развитии ребёнка
играет мелкая моторика, которая
находится в прямой связи с развитием
речи и формируется к 7-8 годам. Работая
с росчерком необходимо соблюдать
следующие условия: темп речи, при
произнесении стиха, должен совпадать
с темпом работы руки. На каждое движение
руки есть свой слог или слово. При этом
ребёнок должен сам себя контролировать:
совпадает ли движение руки с тем, что
он говорит. Сначала ребенок за педагогом
повторяет эти движения в воздухе,
приучая руку плавно двигаться, а потом
переносит эти движения на бумагу.
Росчерк позволяет решать такие задачи:
развитие мелкой моторики; синхронизация
зрительного, двигательного, речевого
анализатора.
Лепесток, лепесток |
Рисуют цветок |
Вот лошадка у ворот, уши, |
Рисуют лошадь |
2. Пальчиковая гимнастика
2.1. Игры – потешки с пальчиками.
А) Вышли
пальчики гулять, а вторые догонять
(два пальчика двигаются по столу).
Третьи
пальчики пешком (три пальчика), а
четвёртые бегом (четыре пальчика).
Пятый
пальчик поскакал и в конце пути упал
(большой палец).
Б) Большой
палец поочередно прикасается с нажимом
к указательному, среднему, безымянному,
мизинцу.
2.2.
Волшебная палочка.
Свернуть из листа бумаги волшебную
палочку (можно менять инструкцию: кто
тоньше, длиннее, аккуратнее, быстрее
сделает волшебную палочку). Из данной
палочки сделать букву (О, П, Б, В, Р, З)
2.3. Массаж.
Взять ручку или карандаш, лучше с
ребристыми краями, положить между
ладошками и покатать по всей длине
ладони.
3. Штриховка. Любые геометрические
фигуры штриховать тонкими линиями
слева направо, сверху вниз.
Работа над зрительным восприятием
1. Для развития зрительного внимания,
при зеркальном написании букв хорошим
упражнением служат корректурные пробы
|
Инструкция |
Предлагаемый материал |
1. |
Напиши буквы, в которых |
например: О – этот элемент |
2. |
Подчеркнуть слоги и слова. |
СЕЕССОСЕЕССОСЕСЕОСЕССЕ |
ОБ |
БОБИОБОВБАБОБАОБВОБООББО |
|
КОТ |
ТОК ОТК КОТ КИТ ТАК НОТ |
|
ЧАШКА |
ЧАЩКА КАЧАШ ЧАКАШ ЧАШКА |
|
3. |
Найди спрятанное слово |
ГАЗЕТАВРОАТИВСЛШКТДОМТРЬНА |
4. |
Вписать вместо буквы Д |
ДЕНЬ, ДРУГ, БАБУШКА, |
5. |
Перепиши без ошибок |
ЕНАЛССТАДЕНОРАСОТАННА |
2. “Муха”. Данное упражнение
помогает развивать у детей ориентировку
в пространстве, на себе и на листе
бумаги, и различать букву и её зеркального
двойника.
Начало отчета всегда ведётся от центра
квадрата. Вначале дети должны двигать
фишкой (ручкой) по квадрату, затем
мысленно представлять её перемещение.
На следующем этапе дети с закрытыми
глазами должны определить путь мухи
и ответить, где она остановилась.
В дальнейшем предлагается рисование
букв. 5 клеточек – вниз, 1- вправо, 4 –
вверх, 2 вправо, 1- вверх, 3 – влево. Должна
получиться буква “Г”, которую
можно заштриховать.
3. “Перевёрнутый текст “.
Страница обычного текста поворачивается
на 90, 180, 270 градусов. Ученик должен,
двигая глазами справа налево, прочитать
текст.
4. “Чтение слов по полубукве
“. Чтение строк с прикрытой
нижней половиной строки (с прикрытой
верхней половиной строки).
Цель: формирование зрительного
представления о букве. Формирование
способности быстрого схватывания
одного и нескольких слов.
5. “Деформированный текст“.
Цель: развивать умение видеть слова,
написанные разным шрифтом.
Дети выпал идут первый в
пушистый школу снег. У ребята
них вышли в руках на портфели
улицу.
Алгоритм работы: Прочитать
предложение. Выяснить о чем говорится
в предложении. Отметить особенности
прочитанного текста. Прочитать, что
написано печатным шрифтом, а потом
курсивом. Списать предложения,
написанные печатным шрифтом. Прочитать
текст.
Итак, данные упражнения направлены
не только на коррекцию письменной
речи, но и на развитие высших психических
функций: памяти, внимания, восприятия,
мышления, речи, на развитие мелкой
моторики, нормализацию эмоциональной
сферы. Дидактические упражнения
расширяют арсенал педагогических
средств. У детей в игровой форме
формируются необходимые предпосылки
для успешного развития письменной
речи, повышения речевой культуры,
расширения словарного запаса, развития
языкового чутья.