Дидактические упражнения по коррекции письменной речи

 

Дидактические
упражнения по коррекции письменной
речи

Обучение
письменной речи – один из самых трудных
этапов обучения в школе. В последние
годы неуклонно растёт количество
детей, которые допускают множество
специфических ошибок на письме. Обычно
“нелепые” ошибки связывают с
невнимательностью. Но основная причина
таких ошибок – недоразвитие тех мозговых
процессов, которые обеспечивают
сложный процесс письма. Овладение
письменной речью – это сложная умственная
деятельность, которая требует
определённой степени зрелости многих
психических функций и взаимодействия
различных анализаторов: речеслухового,
речедвигательного, зрительного,
двигательного. Несформированность
одного из анализаторов может привести
к дисграфии. (Дисграфия – частичное,
специфическое нарушение процесса
письма)

1. Упражнения
на развитие фонематических процессов
подобраны для:

а) развития
фонематического восприятия;

б)
вырабатывания умения слышать и выделять
первый и последний звук;

в) формирования
умения подбирать слова по заданному
количеству букв;

г) умения
слышать и определять количество звуков
в слове.

2. Упражнения
для развития четкой артикуляции и
голоса необходимы для успешного
обучения в школе. Они построены на
работе со скороговорками, ритмическим
текстом, стихами, требуют точного
воспроизведения сказанного и помогают
почувствовать ритм и темп речи.

3. Развитие
мелкой моторикой включает пальчиковую
гимнастику и умение проводить
непрерывные, плавные линии с
“приговорками”. Эта работа улучшает
эмоциональное состояние детей,
тренирует память и способствует
профилактике дисграфических ошибок
на письме.

4.
Корректурные пробы необходимы при
коррекции зрительного восприятия и
образного представления буквы.

В
дидактических упражнениях предлагаются
некоторые практические материалы по
профилактике дисграфических ошибок
у детей начальных классов. При помощи
этих упражнений происходит развитие
памяти, внимания, восприятия, мышления,
речи, развитие мелкой моторики,
нормализация эмоциональной сферы.

Кроме
профилактики и оказания помощи,
предложенные упражнения решают
следующие задачи: обогащение и
расширение словарного запаса у детей;
активизация устной учебной лексики
у учащихся; совершенствование навыков
звукобуквенного анализа и письменной
речи; развитие фонематического
восприятия устной речи; развитие
мелкой моторики пальцев рук.

Упражнения
по развитию фонематических процессов

1.
Дифференциация оппозиционных звуков
(звонкие и глухие согласные)
.

Цель:
развитие фонематического восприятия;
включение в работу слухового,
зрительного, тактильного, двигательного,
речедвигательного анализаторов.

При
дифференциации согласных лучше
работать в таком порядке: услышали,
произнесли, отличили, записали.

При
произнесении слогов подключается
движение рукой: звонкие звуки находятся
вверху, а глухие внизу. На первых порах
ребёнку на слух очень трудно повторить
правильно за педагогом. Однако
согласованная работа речи с движением
руки даёт удивительные результаты.

 

Инструкция педагога

Участие ребёнка

Педагог говорит БА и
показывает рукой вверх, говорит ПА
– показывает рукой вниз

Зрительное и слуховое
восприятие

Педагог говорит и показывает
вместе с детьми БА – ПА

К зрительному и слуховому
восприятию подключается речь и
движение руки в воздухе

Педагог говорит, показывает
рукой и просит ребёнка повторить

Концентрация внимания,
память слуховая и двигательная.

Педагог показывает только
рукой и просит ребёнка повторить

Внимание, двигательная
память, зрительное восприятие

Педагог показывает рукой
и просит озвучить и подтвердить
рукой

Внимание, двигательная
память, зрительное восприятие, речь

Педагог говорит, а детей
просит показать рукой рисунок
высказывания

Слуховое восприятие,
двигательная память

Педагог просит, основываясь
на слух, повторить за ним оппозиционные
слоги

Слуховое восприятие, речь

 

2. Найди по звуку слово.

После того, как ребенок понял разницу
в произношении звонких и глухих звуков,
готовим две карточки. На одной рисуем
знак ” + “, соответственно эта
карточка, обозначающая звонкий звук;
на второй карточке рисуем знак ” –
“, который обозначает глухой звук.
Произносим слова с начальными звонкими
и глухими согласными и предлагаем
ребенку поднимать карточку с плюсом
или с минусом.

 

З-С

Б-П

Д-Т

В-Ф

Г-К

Ж-Ш

Сыр

Палка

Дыня

Фокус

Голос

Шуба

Зонт

Банка

Тыква

Вата

Кошка

Жук

Сани

Блузка

Тело

Фабрика

Губы

Штанга

 

После устной работы предложить записать
слова, которые запомнили, в левый
столбик с глухими звуками, а в правый
столбик слова со звонкими.

3. Назови слово, которое отличается
от остальных.

Цель: различать на слух
оппозиционные звуки; правильно
произносить цепочки слов.

УДОЧКА-УДОЧКА-УТОЧКА-УДОЧКА; ДАЧКА –
ТАЧКА – ТАЧКА – ТАЧКА

4. Игры с мячом.

Игры с мячом направлены не только на
развитие фонематических процессов,
но и на развитие общей и мелкой моторики;
на ориентировку в пространстве; на
регуляцию силы и точности движений;
на развитие глазомера, ловкости; на
активизацию непроизвольного внимания;
на нормализацию эмоциональной сферы.

4.1. “Я знаю пять слов”.

Цель:
развивать координацию движений;
расширять словарный запас; находить
нужные слова.

Ход
игры:
ребёнок произносит ряд
слов, одновременно с каждым словом
ударяя мяч об пол.

 

правой рукой

левой рукой

двумя руками

руками поочередно

Я знаю пять слов со
звуком “С”

Я знаю пять слов со
звуком “З”

Я знаю четыре слова со
звуками “С” и “З”

Я знаю четыре слова со
звуками “С” и “З”

Санки – раз

Зубы – раз

Санки – раз

Сова – раз

Сова – два

Зонт – два

Зубы – два

Зубы – два

Салат – три

Зима – три

Сом – три

Снег – три

Самолёт – четыре

Заяц – четыре

Звезда – четыре

Заяц – четыре

Снег – пять

Зал – пять

 

 

 

4.2. Любопытный.

Цель: развитие фонематических
представлений и воображения, развитие
навыков структурирования предложений.

Ход игры: педагог объясняет
суть игры и показывает образец.
Выбирается звук, на который будут
начинаться слова в предложении. Педагог
задаёт вопрос и бросает мяч ребёнку.
Учащиеся должны ответить так, чтобы
слова ответа начинались с заданного
звука.

 

КТО

ЧТО СДЕЛАЛ

КОМУ

ЧТО

Дима

дал

другу

дневник

Соня

связала

сестре

свитер

Повар

приготовил

приятелям

пирог

 

4.3. Будь внимательным.

Цель: – развитие умения
определять количество звуков в слове.

Ход игры: педагог, бросая
мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший
мяч, определяет количество звуков в
слове.

На начальных этапах называть слова,
состоящие не более чем из 4 звуков.
Такая игра в увлекательной форме
позволяет быстро выработать у детей
умение представить графическое
выражение слова, отрабатывается
механизм переключения.

5. Игры со словами.

Практика показывает, что одним из
любимых занятий детей являются
упражнения с буквами и словами. Подобные
задания со словами и буквами продуктивны
для профилактики дисграфии. Дети
активно составляют и загадывают слова.
Это работа-игра, от которой они получают
удовольствие и эмоциональный заряд.

Цель: активизировать все анализаторы,
принимающие участие в письменной
речи; закрепить звукобуквенный анализ
слов; различать гласные и согласные.

 

 

5.1.

Зашифруй слово: вместо
согласных ставит чёрточки, а гласные
пишет (мак, книга). Используется при
работе со словарными словами

-а-, — и-а .

 

5.2.

Угадай
слово
. Педагог на доске пишет
только согласные буквы с-п-г-, м-л-к-.

Затем предлагается
самостоятельно записать слова,
предложения только согласными.

Школа, улица, сумка.
Ветер по морю гуляет.

(Отрабатывается
механизм избирательности при
письме).

Сапоги,
молоко

(Используется
при работе со словарными словами.)

Шк:л:, :л:ц:, с:мк:

В:т:р п: м:р: г:л::т.

5.3

Подбери
слова
к заданным схемам.

-а-, -а-а,

Мак, лак,
сад, бак, бал, зал, шар.

Каша, Маша, папа,
жаба, лама.

5.4.

Составь
слова
из данных букв. (л,к,ж,у,а)

(р,ы,б,а,к)

Лужа, жук,
лук, уж, лак.

Рыба, бык, рак, бак,
краб, брак, рыбак

5.5.

Придумай из каждой
буквы данного слова другие слова
КОШКА

Кол-книга, окно-озеро,
шар-шуба, кот-кефир, аист-арбуз

5.6.

Запиши слова, в которых
3,4,5,6 букв

Кот, каша, булка, машина

5.7.

Составить как можно
больше слов из букв данного слова.
СТРОИТЕЛЬ

Соль, тесто, роль, рис,
отель, лес, лось, литр, лист.

5.8.

Расшифруй
слова и назови одним словом.

а)
п,и,к,а,т, т,ф,и,у,л, б,и,и,т,н,о,к,
г,а,о,п,и,с

б) ь,о,ч,н, ч,е,е,р,в,
у,о,р,т, н,е,д,ь

а) тапки,
туфли, ботинки, сапоги – обувь

б) ночь, утро, вечер,
день – сутки

5.9.

“Арабское письмо”.
Записать слова, начиная с правой
стороны строчки и наоборот, то есть
задом наперёд, при нормальном чтении
(слева направо) слова должны читаться
в их естественном виде. Начинать с
коротких слов.

(карандаш,
окно, книга, домик)

школу в идут дети

(Дети идут в школу)

5.10.

“Путаница”. В
сложных словах дети часто при чтении
и письме пропускают или меняют
местами буквы и слоги, укорачивают
слово. Выполняя это упражнение,
произнося бессмысленные слова,
развиваем навык правильного чтения,
т.к. это сложнее, чем читать знакомое
слово, которое дети могут прочитать
по догадке.

5.10.1.

Раздели слово ЧЕРЕПАХА
на слоги

ЧЕ-РЕ-ПА-ХА

5.10.2.

Прочитай слово по слогам,
начиная с конца.

ХА-ПА-РЕ-ЧЕ

5.10.3.

Прочитай слово, пропустив
первый или несколько заданных слогов

РЕ-ПА-ХА

5.10.4.

Прочитай слово по заданной
последовательности 2,4,1,3; 4,1,3,2

РЕ-ХА-ЧЕ-ПА,

ХА-ЧЕ-ПА-РЕ

 

Работа над развитием речевого
аппарата и голоса

Недостаточная артикуляторная
подвижность речевого аппарата
(смазанная невнятная речь), неправильное
дыхание могут привести к проблемам в
обучении. Работа над развитием речевого
аппарата включает артикуляцию и
правильное дыхание. Надо помнить, что
постоянный вдох ртом может ухудшить
слух.

Выработка правильного дыхания
оптимизирует газообмен и кровообращение,
способствует общему оздоровлению.
Правильное дыхание успокаивает и
способствует концентрации внимания.
Ритм дыхания – единственный из всех
телесных ритмов подвластный спонтанной,
сознательной и активной регуляции со
стороны человека. “Дышать ртом,
то же самое, что есть носом” (восточная
мудрость).

Упражнения на дыхание можно проводить
в начале урока, во время физкультурной
минутки или в конце урока. Чтобы
сконцентрировать внимание ребёнка
на выполнении того или иного задания,
можно использовать упражнение на
дыхание: рука идёт вверх – вдох через
нос, рука опускается на уровень
диафрагмы – выдох через рот (повторить
3-5 раз).

Свист, игра на духовых инструментах,
“разговаривание” через дырочки
в бумаге, через бахрому бумажных усов,
имитация сосания, зевание полезны для
развития правильного дыхания. Ребёнок
может задержать воздух в ротовой
полости путём надувания щёк, зажатия
ноздрей и попеременного выпускания
воздуха изо рта и носа.

1. Дыхательная гимнастика.

Цель: выработка правильного
носового дыхания.

1.1. Поглаживание носа от кончика вверх
– вдох, при выдохе похлопайте пальцами
по ноздрям со звуком МММ.

1.2. Расширьте ноздри – вдох, расслабьте
– выдох.

1.3. Широко открыть рот и подышать носом.

1.4. Четырехфазное дыхательное упражнение.
Вдох – задержка – выдох – задержка.

2. Беззвучно произнести А – Э – О, с
поворотом головы.

Цель: активизировать работу
мягкого нёба и глотки.

3. Воспроизведение слогового ряда
со сменой ударного слога
.

Цель: отработка дыхания, ритма речи,
укрепления мышц губ и языка.

 

БА-БА-БА

БА-БА-БА

БА-БА-БА

ВО-ВО-ВО

ВО-ВО-ВО

ВО-ВО-ВО

ПЫ-ПЫ-ПЫ-ПЫ

ПЫ-ПЫ-ПЫ-ПЫ

ПЫ-ПЫ-ПЫ-ПЫ

ПЫ-ПЫ-ПЫ-ПЫ

ЛА-ЛА-ЛА-ЛА

ЛА-ЛА-ЛА-ЛА

ЛА-ЛА-ЛА-ЛА

ЛА-ЛА-ЛА-ЛА

 

4. Орфографическое чтение вслух.

Под орфографическим чтением понимается
чтение слова так, как оно пишется. Это
просто необходимо, потому, что дети
помогают себе, проговаривая, правильно
артикулируя слова при чтении именно
так, как они пишутся, Не карабль,
не кораболь, а именно кОраБЛь.

5. Чтение чистоговорок

Цель: отрабатывать чёткую артикуляцию;
развивать чувства ритма и рифмы;
развивать творчество детей (придумывание
чистоговорок)

 

РА-РА-РА – В КОМНАТЕ ЖАРА

ЧИ-ЧИ-ЧИ – У ДОМА КИРПИЧИ

 

6. Скороговорки.

Очень важным этапом работы над речевым
аппаратом является работа со
скороговорками, работая с которыми,
педагог решает многие задачи: развивает
фонематический слух каждого ребёнка;
уточняет артикуляцию звуков, отрабатывает
чёткость артикуляции; развивает
память; способствует снятию страха
перед произнесением трудных слов;
работает над памятью; обеспечивает
благоприятный эмоциональный настрой
ученику; развивает правильное дыхание;
помогает почувствовать мелодию, ритм,
темп речи; способствует увеличению
скорости не только говорения, но и
чтения.

Скороговорка – это интеллектуальная
и артикуляционная игра. Правила
скороговорки требуют неукоснительного,
точного воспроизведения сказанного.
Перед тем, как быстро проговорить
скороговорку, её нужно выучить. У
каждой скороговорки своя игра звуков,
слов. Секрет их заучивания в том, что
каждая решает новую задачу: языковую,
артикуляционную, смысловую, предлагает
свой рисунок в перестановке звуков и
созвучий, представляет свою мелодию
и ритм. Например: “Топали мы, топали,
до тополя дотопали”, “Пошла Поля
полоть в поле”, “Мама мылом Милу
мыла, не любила Мила мыло”, “Попугая
не пугают, попугая не купают, попугая
покупают”, “Тощий немощный Кащей,
тащит ящик овощей”, “У Влада брат,
Влад брату рад”.

Работа над мелкой моторикой

1. Росчерк.

Определённую роль в развитии ребёнка
играет мелкая моторика, которая
находится в прямой связи с развитием
речи и формируется к 7-8 годам. Работая
с росчерком необходимо соблюдать
следующие условия: темп речи, при
произнесении стиха, должен совпадать
с темпом работы руки. На каждое движение
руки есть свой слог или слово. При этом
ребёнок должен сам себя контролировать:
совпадает ли движение руки с тем, что
он говорит. Сначала ребенок за педагогом
повторяет эти движения в воздухе,
приучая руку плавно двигаться, а потом
переносит эти движения на бумагу.
Росчерк позволяет решать такие задачи:
развитие мелкой моторики; синхронизация
зрительного, двигательного, речевого
анализатора.

 

Лепесток, лепесток
получается цветок

Рисуют цветок

Вот лошадка у ворот, уши,
грива, глазки, рот.

Рисуют лошадь

 

2. Пальчиковая гимнастика

2.1. Игры – потешки с пальчиками.

А) Вышли
пальчики гулять, а вторые догонять
(два пальчика двигаются по столу).

Третьи
пальчики пешком (три пальчика), а
четвёртые бегом (четыре пальчика).

Пятый
пальчик поскакал и в конце пути упал
(большой палец).

Б) Большой
палец поочередно прикасается с нажимом
к указательному, среднему, безымянному,
мизинцу.

 

2.2.
Волшебная палочка.

Свернуть из листа бумаги волшебную
палочку (можно менять инструкцию: кто
тоньше, длиннее, аккуратнее, быстрее
сделает волшебную палочку). Из данной
палочки сделать букву (О, П, Б, В, Р, З)

2.3. Массаж.

Взять ручку или карандаш, лучше с
ребристыми краями, положить между
ладошками и покатать по всей длине
ладони.

3. Штриховка. Любые геометрические
фигуры штриховать тонкими линиями
слева направо, сверху вниз.

Работа над зрительным восприятием

1. Для развития зрительного внимания,
при зеркальном написании букв хорошим
упражнением служат корректурные пробы

 

 

Инструкция

Предлагаемый материал

1.

Напиши буквы, в которых
содержится данный элемент (показывая
элемент строчной буквы)

например: О – этот элемент
при письме есть в строчных буквах:
Б, В, О, А, Ф, Я, Ю

2.

Подчеркнуть слоги и слова.
СЕ

СЕЕССОСЕЕССОСЕСЕОСЕССЕ

ОБ

БОБИОБОВБАБОБАОБВОБООББО

КОТ

ТОК ОТК КОТ КИТ ТАК НОТ
НОК КТО КОТ КТО

ЧАШКА

ЧАЩКА КАЧАШ ЧАКАШ ЧАШКА
ШКАЧКА ЧАШКА

3.

Найди спрятанное слово

ГАЗЕТАВРОАТИВСЛШКТДОМТРЬНА
(газета, дом) ШАОНИПАМВЕЬТРИОЧКИТРАПАКЕТ
(очки, пакет)

4.

Вписать вместо буквы Д
стрелку вниз, Б – стрелку вверх

ДЕНЬ, ДРУГ, БАБУШКА,
ДЕДУШКА, ДРОБЬ, БРОВЬ, ВОДА, ТРУБА,
БЕГЕМОТ, ЛАНДЫШ.

5.

Перепиши без ошибок
следующие строки

ЕНАЛССТАДЕНОРАСОТАННА
ДЕБАРУГАКАЛЛИХАРРААММАДАМА

 

2. “Муха”. Данное упражнение
помогает развивать у детей ориентировку
в пространстве, на себе и на листе
бумаги, и различать букву и её зеркального
двойника.

Начало отчета всегда ведётся от центра
квадрата. Вначале дети должны двигать
фишкой (ручкой) по квадрату, затем
мысленно представлять её перемещение.
На следующем этапе дети с закрытыми
глазами должны определить путь мухи
и ответить, где она остановилась.

В дальнейшем предлагается рисование
букв. 5 клеточек – вниз, 1- вправо, 4 –
вверх, 2 вправо, 1- вверх, 3 – влево. Должна
получиться буква “Г”, которую
можно заштриховать.

3. “Перевёрнутый текст “.
Страница обычного текста поворачивается
на 90, 180, 270 градусов. Ученик должен,
двигая глазами справа налево, прочитать
текст.

4. “Чтение слов по полубукве
“.
Чтение строк с прикрытой
нижней половиной строки (с прикрытой
верхней половиной строки).

Цель: формирование зрительного
представления о букве. Формирование
способности быстрого схватывания
одного и нескольких слов.

5. “Деформированный текст“.
Цель: развивать умение видеть слова,
написанные разным шрифтом.

Дети выпал идут первый в
пушистый школу снег. У ребята
них вышли в руках на портфели
улицу.

Алгоритм работы: Прочитать
предложение. Выяснить о чем говорится
в предложении. Отметить особенности
прочитанного текста. Прочитать, что
написано печатным шрифтом, а потом
курсивом. Списать предложения,
написанные печатным шрифтом. Прочитать
текст.

Итак, данные упражнения направлены
не только на коррекцию письменной
речи, но и на развитие высших психических
функций: памяти, внимания, восприятия,
мышления, речи, на развитие мелкой
моторики, нормализацию эмоциональной
сферы. Дидактические упражнения
расширяют арсенал педагогических
средств. У детей в игровой форме
формируются необходимые предпосылки
для успешного развития письменной
речи, повышения речевой культуры,
расширения словарного запаса, развития
языкового чутья.