Дидактическая игра как средство преодоления нарушений чтения и письма

С целью эффективного преодоления нарушений чтения и письма на коррекционных занятиях учитель, владея структурой дидактической игры, правилами использования и проведения игры на занятии, создает условия для активного вовлечения учащихся в процесс обучения, формирования коммуникативной, информационной, общекультурной компетенций. Дидактическая игра — одно из основных средств развития познавательных процессов, речи и мышления. Особенно велика её роль в обогащении лексического запаса учащихся. Использование дидактических игр на занятиях позволяет:

сформировать навыки классификации предметов, явлений и самоконтроля учащихся;

развить навыки планирования своей деятельности;

развить познавательные способности каждого учащегося;

тренировать волевую сферу ребенка;

создавать положительную мотивацию обучения;

организовать обстановку эмоционального подъема, комфортности для каждого учащегося.

Проведение дидактических игр включает:

ознакомление учащихся с содержанием игры;

объяснение условий и правил проведения игры;

показ игровых действий, в процессе которого детей учат правильно выполнять условия игры;

определение роли взрослого в игре (зависит от возраста учащихся, уровня их подготовки, сложности дидактической задачи);

подведение итогов игры.

Следующие дидактические игры можно использовать как на общих, так и на индивидуальных занятиях с учащимися. Задействованный в играх материал привлекает внимание детей и позволяет добиться более эффективных результатов.

«Домино»

Цели: совершенствовать навык чтения; развивать зрительное восприятие; расширять словарный запас.

Первый вариант. Учащиеся получают карточки со словами, разделенными на слоги. Ребенок, начинающий игру, кладет на стол карточку с названием темы. Другой ребенок свою карточку с продолжением слова присоединяет к первой и т.д.

НАСЕКОМЫЕ

БА

МУ

БОЧКА

ХА

ПА

ТАРА

УК

КАН

МУ

ПЧЕ

РАВЕЙ

ЛА

ЖУ

ШМЕ

КИ

ЛИ

СТРЕ

КУЗ

КОЗА

НЕЧИК

МЕРКА

САРАН

ВОДО

ЧА

КО

МАР
ПРОФЕССИИ

УЧИ

ВОСПИ

ТЕЛЬ

ТАТЕЛЬ

ПОРТ

ПО

НИХА

ВАР

ПОЧ

СТРО

ТАЛЬОН

ИТЕЛЬ

СТО

ПАРИК

ЛЯР

МАХЕР

МАС

ВИЗА

САЖИСТ

ЖИСТ

ТРЕ

ШАХ

НЕР

ТЕР

ВОДИ

ТЕЛЬ

Второй вариант. Учитель кладет первую карточку с названием темы, а остальные карточки ученик выкладывает в нужном порядке. Таким образом, можно составить материал на любую лексическую тему.

ВРЕМЯ

ПОЛД

СУТ

НИК

КИ

ВЧЕ

СЕ

РА

ГОДНЯ

ЗАВ

ЧА

ТРА

СЫ

МИ

СЕКУН

НУТА

ДА

НЕ

МЕ

ДЕЛЯ

СЯЦ

ГО

ВЕ

ДА

КА

ВРЕ

МЯ
ГОРОД

ЗА

ФАБ

ВОД

РИКА

АТЕ

ЗДА

ЛЬЕ

НИЕ

ДВО

БАС

РЕЦ

СЕЙН

ПАР

СКВЕ

КИ

РЫ

ГА

КЛУМ

ЗОН

БА

ПЛО

МАГА

ЩАДЬ

ЗИН

КА

ТОК
КВАРТИРА

БАЛ

ДВЕ

КОН

РИ

КРЫ

ЛЕСТ

ША

НИЦА

ОК

ЗА

НО

МОК

КЛЮ

КОМ

ЧИ

НАТА

КОРИ

СПАЛЬ

ДОР

НЯ

ЛОД

ТУ

ЖИЯ

АЛЕТ

КУХ

НЯ
ЗЛАКИ

ПШЕ

ГО

НИЦА

РОХ

ГРЕЧИ

ЯЧ

ХА

МЕНЬ

ПОД

ПРО

СОЛНУХ

СО

О

ФА

ВЁС

СОЛЬ

БО

СО

БЫ

Я

ЧЕЧЕ

РИС

ВИЦА

«Найди слово»

Цели: совершенствовать навыки чтения и деления слов на слоги; развивать зрительное восприятие; расширять словарный запас.

Задание. Быстро составить и четко произнести слова, выделяя ударный слог.

МЫЛОТОВАРКАСКАЗКАРТАНЦЫПКИ

МОРОЗАМОКРОТАРАНТУЛИТКАРЕТА

БИЛЕТЧИКСЫРОККРАСКАЛАСТАБУНТЫ

ПОБЕДАРЫСИЛАМПАРАДЫМКАРЕТА

УЛИЦАРЬЯНОСЕЛКАНАЛЬБОМ

ТОПОТОМОКРОЛИКРАБУНТЫКВАР

БАЛЫКОМАРКАМЫШКАТОКНО

ГУДОКТОРТРИСЛАДРЕСНИЦА

ОКНОРАНОГАЗОНТИКРАНА

ЦАПЛЯСУНДУКРЫЛОСИТРОС

ЛОПАСТЬБАМБУКВАННАЛОГИМН

ПЕРОЗАРЯДЫРЫБАТОНАРОДНЯ

БУРЯСКАЛАВАЗАГАРАЖАБАЖУР

ВОРОТАБЛОПАТАКСАЛЮТИКРАСКАРА

БЕГЕМОТОКРУГОЛОВАЗАБОРДЮРТА

КУПОЛКАПЕЛЬМЕНИТКАЧЕЛИК

БЫКИНОСКИТЫЛЕТОСКАТЕРТЬМА

ЗАГОНКАМЕНЫПЕПОТОЛОКОТЬ

«Буквы потерялись»

Цели: совершенствовать навык чтения, фонематического анализа; развивать зрительное восприятие; расширять словарный запас.

Задание. Учащиеся получают карточки и за определенный промежуток времени подбирают гласные буквы так, чтобы получились слова с названиями на данную тему. (В данной игре может быть два уровня сложности.)

Дикие животные

Первый вариант

Т . ГР Б . Г . М . Т Ж . Р . Ф Л . В Н . С . Р . Г Р . СЬ В . ЛК СЛ . Н . Б . ЗЬ . Н . Л . С . Б . РС . К Х . М . К Б . ЛК . К . НГ . Р . КР . К . Д . Л З . . Ц М . ДВ . ДЬ Л . СЬ

Второй вариант

ТГР БГМТ ЖРФ ЛВ НСРГ РСЬ ВЛК СЛН БЗЬН ЛС БРСК ХМК

БЛК КНГР ЛСЬ ЗЦ КРКДЛ МДВДЬ

Инструменты

Первый вариант

Т . П . Р П . Л . М . Л . Т . К Р . Б . Н . К КЛ . Щ . ДР . ЛЬ Л . М Н . ЖН . Ц . ПЛ . СК . Г . БЦ . СТ . М . СК. Б . Г . Р 

Второй вариант

ТПР ПЛ МЛТК РБНК КЛЩ ДРЛЬ ЛМ НЖНЦ ЩПЦ ПЛСКГБЦ СТМСК БГР

Цветы

Первый вариант

Р . З . ГЛ . Д . . Л . С Г . . Ц . НТ М . К . СТР . ГВ . ЗД . К . В . С . Л . К Т . ЛЬП . Н Р . М . ШК . П . . Н Н . РЦ . СС . Д . В . НЧ . К Г . . РГ . Н С . Р . НЬ ФЛ . КС М . РГ . Р . ТК .

Второй вариант

РЗ СТР ГЛДЛС ГЦНТ ПН МК ГВЗДК ВСЛК ТЛЬПН РМШК НРЦСС ДВНЧК

ГРГН СРНЬ ФЛКС МРГРТК

Таким образом, можно подобрать игры на любую лексическую тему.

Внимание ученика во время дидактических игр обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это делает игру особой формой обучения, когда учащиеся, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки. Дидактическая игра хороша еще и тем, что ребенок сразу видит конечный результат своей деятельности. Достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается. Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что учащихся интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у них чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается учеником более успешно, поскольку его внимание направлено на развёртывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, он выполняет дидактическую задачу.