Виды дисграфий и способы устранения

Виды дисграфий и способы устранения.

В зависимости от того, какие именно из перечисленных ниже предпосылок письма оказались не сформированными, принято выделять разные виды дисграфии.
1. Акустическая дисграфия, связанная с неразличением (или недостаточно устойчивым различением) некоторых акустически близких звуков на слух.
2. Артикуляторно-акустическая дисграфия, связанная с неразличением ряда звуков не только на слух, но и в собственном произношении (замены в устной речи одних речевых звуков другими).
3. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза.

4. Оптическая дисграфия, связанная с трудностью зрительного различения буквенных знаков.
5. Аграмматическая дисграфия, связанная с несформированностью у ребёнка грамматических систем.

Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза

Эта работа особенно важна при устранении артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.

Слухопроизносительные дифференцировки совершенствуются более успешно в том случае, если они проводятся в тесной связи с развитием фонематического анализа и син­теза. В связи с этим при работе над развитием фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза логопед может порекомендовать:

  • исключить проговаривание во время письма тем детям, у которых имеются нарушения звукопроизношения;
  • включать задания на развитие фонематического слуха.

Игра «Хлоп-топ»

Цель: развитие фонематического слуха, внимания, быстроты реакции.

Игра имеет несколько вариантов.

  1. Взрослый называет слова, предлагая ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит слово, начинающееся (заканчивающееся) на определенный звук.
  2. Взрослый называет слова, предлагая ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит слово со звуком [к], и топнуть, если он услышит слово со звуком [г].
  3. Взрослый произносит слоги, предлагая ребенку хлопнуть себя по коленкам, если он услышит слог па, и подпрыгнуть и мягко приземлиться, если он услышит слог ба.

Игра «У кого хороший слух?»

Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.

Взрослый показывает картинку и называет ее. Учащиеся поднимают сигнальную карточку, если услышат в названии заданный звук. На более поздних этапах взрослый, молча показывает картинку, а учащиеся проговаривают название картинки про себя и реагируют также.

Игра «Какой звук чаще всего слышим?»

Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто по­вторяющийся звук.

Взрослый произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.

Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй»

Цели: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Взрослый называет первое слово, и передает мяч ребенку.

Свяжем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку.

Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — начальный звук последующего (весна — автобус — слон — нос — сова).

Кроме игр можно использовать индивидуальные карточки с заданиями, способствующими развитию фонематического анализа и синтеза:

вставить пропущенные буквы в слова (ви..ка, ди..ан, ут..а, лу..а);

подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка);

выбрать из данных предложений слова с определенным количеством звуков;

добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово: па- (пар, парк, парта, паруса);

преобразовать слова различными способами:

  • добавляя звук (рот крот, осы косы, мех смех);
  • изменяя один звук слова (сом сок сук суп — сух сох сор сыр — сын сон);

переставляя звуки (пила—липа, палка лапка, кукла кулак);

составить как можно больше слов из букв одного слова (крапива парк, ива, карп, пар, рак, Ира);

составить слово, выделив данный по порядку звук (третий звук в словах рак, брови, сумка, трава, сыр комар).

Конечная цель работы — формирование действий фонематического анализа в умственном плане, по представлению, без проговаривания.

Развитие языкового анализа и синтеза

Эта работа важна при устранении дисграфии на фоне нарушения языкового анализа и синтеза. Коррекционная работа сводится к формированию умения определять коли­чество, последовательность и место слов в предложении. Этого можно достичь, выпол­няя следующие задания.

  1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.
  2. Придумать предложение с определенным количеством слов.
  3. Увеличить количество слов в предложении.
  1. Составить графическую схему данного предложения.
  2. Придумать предложение, соответствующее схеме.
  3. Определить место слова в предложении (какое по счету указанное слово).
  4. Выделить из текста предложения определенное количество слов.
  5. Поднять цифру, соответствующую количеству слов в данном предложении.

Развитие слогового анализа и синтеза

При формировании навыков слогового анализа и синтеза работа начинается со вспомогательных приемов (отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их коли­чество). Затем, опираясь на умение выделять гласные звуки в слове, дети усваивают основное правило слогоделения: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Рекомендуем следующие игры и упражнения:

  • определить количество слогов в слове, поднять соответствующую цифру;
  • записать слова в два столбика (разложить картинки на две группы) в зависимости от количества слогов;
  • определить пропущенный слог, записать восстановленные слова (–буз, ут–, лод–, ка—даш);
  • найти в предложении слова с определенным количеством слогов;
  • составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цып, лё; точ, лас, ка);
  • выделить в словах первый слог; записать полученные слоги, объединив их в слова (улей, домик, машина, луна, жаба У дома лужа);
  • выделить из слова и записать слог с заданным гласным.

Игра «Отгадайте, кого я называю?»

Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Взрослый предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает. Например: хлопает 3 раза, учащиеся считают, затем встают (Се-ре-жа, Ма-ри-на).

Игра «Перевертыши»

Цель: развитие умения составлять слова; накопление в памяти слоговых образов.

Оборудование: карточки со слогами (4—6) каждому играющему.

Взрослый называет два слога, дети находят карточки с данными слогами и составляют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое: сос, на; чай, ка; вес, на; ка, мыш; бан, ка; ла, ска; ни, тка; ра, но; на, ши; ка, кой.

Игра «Цепочка»

Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.

Один из учеников записывает слово по слогам, следующий подбирает слово, которое начинается с последнего слога данного слова (окно но-ра ра-ма).

Игра «Встречу слово на дороге разобью его на слоги»

Цель: развитие навыков слогоделения, внимания, быстроты мышления.

Взрослый бросает мяч детям, называя одно, двух и трехсложные слова. Ребенок, пой­мавший мяч, определяет количество слогов, называет их и передает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слово мячом.

Устранение аграмматической дисграфии

Основные направления в работе:

  • уточнение структуры предложения;
  • развитие функции словоизменения и словообразования;
  • работа по морфологическому анализу состава слова;
  • работа с однокоренными словами.

Игра «Наведи порядок»

Цель: развитие умения составлять предложение, соблюдая правильный порядок слов. Оборудование: карточки со словами деформированных предложений.

На доске в беспорядке выставлены карточки со словами предложения. Учащиеся расставляют слова в нужной последовательности. При этом каждый ученик находит мес­то только одного слова. Второй ученик выходит тогда, когда первый сядет за парту. Примерный материал: лесом, скрылось, за, солнце, окно, стучит, в, дождь, детей, у, интересных, много, дел.

Игра «Подвижные слова»

Цель: развитие умения составлять предложение, соблюдая правильный порядок слов. Оборудование: карточки со словами деформированного предложения.

Каждый ученик получает карточку со словом. По команде ученики встают в шеренгу так, чтобы из слов, написанных на карточках, получилось предложение.

Игра «Кто последний?»

Цель: развитие умения распространять предложение. Оборудование: сюжетные картинки.

Взрослый показывает классу картинку и составляет короткое предложение из двух слов. Каждый следующий ученик удлиняет фразу еще на одно слово: Катя рисует. Катя рисует домик. Катя рисует домик красками. Катя рисует домик красками в аль­боме. Катя рисует домик красками в новом альбоме.

Устранение оптической дисграфии

Работа проводится в следующих направлениях:

развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины;

  • расширение объема и уточнение зрительной памяти;
  • формирование пространственных представлений;
  • развитие зрительного анализа и синтеза.

Для развития зрительного гнозиса рекомендуются такие задания: назвать контурные изображения предметов; перечеркнутые контурные изображения; выделить контурные изображения, наложенные друг на друга. Подобные задания нужно давать и на узнавание букв. Например: найти букву среди ряда других букв; соотнести буквы, выполненные печатным и рукописным шрифтом; назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить буквы, расположенные неправильно; обвести контуры букв; добавить недостающий элемент; выделить буквы, наложенные друг на друга.

Для развития зрительной памяти используются игры «Чего не стало?», «Что изменилось?». Дети запоминают 4—6 картинок, букв, цифр, фигур, затем отбирают их среди других 8—10 картинок.

Игра «Фигуры»

Дети разбиваются на пары. Сначала один в паре раскладывает на столе счетные палочки и накрывает их листом бумаги, затем, подняв его на 1—2 с., показывает своему товарищу полученную фигуру. Второй игрок, посмотрев, закрывает глаза и старается по­считать количество использованных палочек. Затем открывает глаза и выкладывает из своих палочек «сфотографированную» фигуру. Правильность проверяется. Затем иг­рающие меняются ролями. Упражнение целесообразно проводить до тех пор, пока дети не научатся удерживать в памяти не менее 10 палочек.

Упражнения на развитие ориентировки в окружающем пространстве:

поднять свою «главную» руку, назвать ее (правая). Поднять другую руку, назвать ее (левая). У левшей ответы будут обратными. Надо доброжелательно рассмотреть такие случаи и отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми, и это следует запомнить;

  • соотнести свои части тела с соответствующей рукой, назвать их (правое ухо, левая щека);
  • вытянуть в сторону правую руку, перечислить предметы, находящиеся с этой сто­роны, т.е. справа (аналогично проделать левой рукой);
  • стоя в колонне, назвать стоящего впереди, сзади;
  • стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева;

взять красный и зеленый кубики, поставить их один на другой и определить, какой кубик расположен выше (ниже): красный или зеленый; взять синий, зеленый и красный кубики, поставить один на другой так, чтобы:

1) красный был выше синего, а зеленый выше красного; назвать цвет кубика между двумя другими; назвать цвет кубиков сверху вниз, затем снизу вверх;

  1. синий был ниже красного и выше зеленого;
  2. синий был между красным и зеленым;

расположить в ряд картинки: часы, книгу, очки и определить, что расположено: слева от книги, справа от книги, что левее (правее): часы или книга, очки или книга;

  • определить, кто из людей, изображенных на рисунках, левша;
  • сидя за столом, определить его правый и левый края; поднять руку тем, кто сидит за правой (левой) половиной стола;

определить правый и левый рукава у блузки, лежащей спинкой вверх (спинкой вниз); левый и правый карманы у джинсов.

Важно уточнить пространственное расположение фигур и букв. Детям предлагаются карточки с различными фигурами и задания к ним:

  • написать буквы справа или слева от вертикальной линии;
  • положить кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата треугольник;
  • нарисовать по речевой инструкции точку, ниже — крестик, справа от точки — кружок;
  • обозначить на строке четыре точки; поставить знак «+»:

от первой точки — снизу; от второй — сверху; от третьей — слева; от четвертой — справа.

Игра «Разноцветные точки»

Для выполнения упражнения используется рабочая карточка, представляющая собой лист плотной бумаги, на котором строчками наклеены выбитые из цветной бумаги «точки». Число используемых цветов не должно быть меньше трех и больше пяти. Точки располагаются в семь строк, по 14 точек в каждой строке. Ребенок должен называть точки по порядку, читать их в том направлении, которое задаст ведущий: слева — направо, справа — налево, сверху — вниз, снизу — вверх. Ведущий активно руководит работой, следит за тем, чтобы:

  • ребенок правильно начал чтение, т.е. за тем, какая точка названа первой;
  • заданное направление сохранилось во время чтения;
  • соблюдалась последовательность произнесения точек на строке.

Игра «Водители»

Играющие сидят за партами. Они — «водители». «Полицейский» показывает карточки с изображениями различных машин. Водители должны определить, в какую сторону они едут. Если направо, они должны отложить красную фишку, если налево — синюю. В конце игры подводится итог, сколько машин поехало направо и сколько налево.

Игра «Маленький жук»

Для игры нужно поле из 16 клеток (4×4) и маленькое изображение жука.

Взрослый дает инструкцию: «Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя! Внимание! Начали».

Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, можно взять поле из 25, 36 клеток. Задание усложнять можно и ходами: 3 клетки влево, 2 клетки наискосок вправо — вниз. Одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами. Например:

найти фигуру, букву в ряду сходных (печатных и рукописных) букв;

нарисовать (сложить из палочек) фигуру или букву по образцу после кратковременного просмотра, по памяти;

сконструировать буквы печатного и рукописного шрифта из данных элементов печатных и рукописных букв;

найти заданную фигуру (букву) среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, второе представляет собой зеркальное изображение;

  • дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению;
  • реконструировать букву, добавляя или убирая элемент: ал д, к ж, з — в, г б;

реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв, например: р ь, и н, н п, г т;

определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом: з в, р в;

определить различие сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: р ь, и н, н п, г т.