Занимательные упражнения для развития навыка чтения у детей с ЗПР

Чтение — сложный психофизиологический процесс, осуществляемый в результате совместной деятельности зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов и включающий зрительное восприятие, узнавание и различение букв. На основе восприятия зрительной модели слова и последующего соотнесения буквенных значков со звуками воспроизводится слово, а затем звуковой образ соотносится со значением, т.е. происходит понимание читаемого. Неумение читать — серьезная социальная проблема. От уровня грамотности граждан зависит благосостояние государства, его научный и культурный потенциал. Одна из задач программы школы — научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст.
Обучение чтению детей с ЗПР требует использования дополнительных упражнений и приемов для развития навыков чтения и интереса к предмету.
Техника чтения включает четыре качества: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Для овладения правильным чтением ребенок должен запомнить графический образ буквы. Для этого используются упражнения:
1) обводка пальцем контура выпуклых рельефов букв;
2) дермолексия (взрослый «рисует» на ладони ребенка букву, а тот должен опознать ее);
3) подбор картинок (на что похожа буква?) для лучшего запоминания буквы, ее конфигурация должна быть сходна с абрисом предмета, название которого начинается с изучаемого звука.
Для закрепления изученных букв применяются упражнения.
1. «Сколько здесь букв?».
2. «Буквы сломались. Почини».
3. «Городок букв» — для закрепления умения различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки. Здесь каждая буква «живет» на своей «улице» и имеет «дом» своего цвета. Все гласные находятся в «домиках» с красными крышами, твёрдые согласные — в «домиках» с синими крышами, мягкие согласные – с зелёными крышами.
Можно провести следующие игры: «Кто живет на этой улице?», «Какого цвета наш дом?». Когда алфавит усвоен, основные усилия сосредотачиваются на формировании и автоматизации навыков слогослияния. В форме занимательных упражнений выполняется чтение обратных и прямых слогов.
1. Модель «Колобок».
Э А
П
Ы О
У
Прочитай слоги в прямом и обратном варианте:
1) ап, оп, уп, ып, эп;
2) па, по, пу, пы, пэ;
3) апа, опо, упу, ыпы, эпэ.
Так со всеми согласными буквами.

2. Модель «Молния».
Подружи букву М с гласными буквами.

3. Модель «Карусель».
Буква К катается на каруселях с гласными буквами. Какие слоги она с ними образует?

4. Модель «Солнце».
Буква С направила солнечные лучи на гласные буквы. Подружи ее с ними.

5. Модель «Туча».
Из тучи падают капли дождя на гласные буквы. Прочитай слоги.

6. Модель «Хоровод».
Буква X встала в хоровод с гласными буквами. Какие слоги она с ними образует?

Использование таких упражнений помогает детям легко сливать прямые и обратные слоги, дает возможность понять и бегло читать их, лучше запоминать слоговую структу­ру при частом повторе.

Использование методики ТОПЕЧ (тест оперативных единиц чтения А.Н. Корнев)
Взрослый называет слоги таблицы в случайном порядке, предлагает ученикам показать соответствующий слог в ней и прочитать его.

МА ОК ИМ
УМ МИ ГО
КО АМ МУ
БА СО АП ЕЛ
ЛЕ ИЛ СА ПУ
БУ ЛИ БЕ ЗО
ОС БИ ПА АС
МЕ АШ РИ АМ КУ ЛЕ
ОМ СУ ВЕ СИ ОК ПИ
ТУ ОР ИМ ЛЯ УС ДО
ШИ УК РУ ВЕ ИЛ ЧУ
ХА ДИ ИК ЛИ ИР СО
СЕ ПО ША РО МИ УТ

ШОЛ ВИТ НОП ТАМ
СИЛ КАР ДЫР ПУТ
ЖЕМ ПАЧ СЕТ ВАН
ПИТ КИМ ФЕТ РУМ
ТЕС ПОЧ ДИС БЕЛ
МАЛ КАТ МИХ РОЧ

Далее отрабатываются слова, так же как и слоги).

КУСТ КРАН МОСТ
БРАНЬ ПЛОТ ДОЖДЬ
КОСТЬ СВЕТ СТУЛ
ТОРТ СТОЛ БИНТ

Слоговые таблицы можно использовать по-другому.
Взрослый называет слова, ученики ищут в таблице слоги, из которых они состоят, в правильной последовательности.
ТЫ ШО ВЫ ЛО ТА ПА — камера, колесо, барыня.
ЛИ ГИ РА СЫ РЫ ХО — хорошо, сирота, канаты, вера.
ЖИ МЕ ВИ ЛЕ НЫ СА — кора, раковина, гора, вино.
КИ КА ГО НА БА РЕ — пора, берега, пара, дыра.
ГА КО ВЕ ДЫ ЛЮ ЦА — сапоги, пироги, волосы.
СО ПО МУ НО НЯ ПИ — ворота, высота, лимоны.
БЕ СИ РО ВО ЯБ МО — лисица, яблоки, яблоня.

Наблюдения показали, что эта работа заинтересовывает ребят и приносит реальные результаты. Постепенно дети не только усваивают технику слогослияния, но и накапли­вают словарь слогов и слов.
Учащимся трудно дается чтение странички учебника без предварительной подготовки, поэтому сначала необходимо знакомство со слогами и словами, которые встретятся в тексте. Для такой подготовки используются различный наглядный материал и игровые приемы.
1. Игра «Волшебная таблица», из букв и слогов которой можно составлять различные слоги и слова.

М
С
X
Ш
Л
Н
а
ма
са
ха
ша
ла
на
о
мо
со
хо
шо
ло
но

2. Упражнение «Чтение родственных слов».
Если в тексте содержатся родственные слова, их необходимо выписать. Например. Кукуруза. Кукурузочка. Кукурузища. Кочерыжка.
Вопросы и задания
Прочитайте слова (хором, индивидуально).
Объясните значение этих слов.
А сейчас посмотрите внимательно на слова и исключите лишнее слово.
Почему вы исключили это слово?
К оставшимся словам (кукуруза, кукурузочка, кукурузища) подберите «родственни­ков». Как называются палочки, приготовленные из кукурузы? (Кукурузные.)
3. Чтение групп слов, в которых слоги со стечением согласных получаются путем наращивания второго согласного к одному и тому же звуку. Например, из текста «Хорошо, когда много снега» слова снежки, снегопад, специальный, скорый, скользко, случилось выписываются на доску таким образом:
С-НЕ-СНЕ-СНЕЖ-КИ-СНЕЖКИ
С-НЕ-СНЕ-СНЕ-ГО-ПАД
С-ПЕ-СПЕ-СПЕ-ЦИ-АЛЬ-НЫЙ
С-КО-СКО-СКОЛЬЗ-КО
С-КО-СКО-СКО-РЫЙ-СКО-РЫЙ
С-ЛУ-СЛУ-СЛУ-ЧИ-ЛОСЬ
Ученики прочитывают согласную букву, потом слог, включающий эту букву, затем читают слово по слогам, а некоторые слова — целым словом.

Сократ утверждал: «Всякий человек <...> должен учиться и упражняться в том, в чем хочет достигнуть совершенства». Тренировка в чтении должна занимать много времени. Фактически — это основной путь, помогающий выработке навыка правильного чтения. С этой целью можно использовать разнообразные приемы чтения.

Прием выборочного чтения дает возможность варьировать задание.
Прочитай отрывок, ориентируясь на иллюстрацию.
Рассмотри рисунок. Подбери к нему строчки из рассказа.
Как выглядит лес после первого снега? Прочитай этот отрывок еще раз.

Ребятам очень нравится наблюдать за чтением друг друга. Для организации таких наблюдений используются такие приемы:
• медленное чтение взрослого, когда учащиеся следят по книге. Взрослый в любой мо­мент может остановиться и попросить ребенка продолжать чтение;
• сопряженное чтение, когда текст начинает читать взрослый вместе с учениками, затем на время он замолкает, а дети продолжают читать хором;
• контроль детей за чтением товарищей с последующим сообщением количества допущенных ошибок;
• мнимое слово — взрослый в ходе чтения произносит слово неправильно, дети прерывают чтение и исправляют его. Этот прием привлекателен для детей тем, что он поднимает их авторитет и придает уверенность в своих силах.
С целью формирования умения беглого чтения можно использовать специальные упражнения и игры.

1. Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово:
С О К
НО С КИ
С А М
С В ЕТА
М Е СТО
КА Т ОК
КУ К ЛА
МАГ А ЗИН

И В А
КР Е СЛО
КЛЕ Т КА
КУ К ЛА
Р А К
2. «Бегущая лента» — через отверстия в картоне протягивается полоска, на которой записаны слоги и слова. Надо успеть прочитать и запомнить их.

3. Поиск второй половины слова:
КОС-НИЧИЙ ЛЕС-ТА ПАР-МОС МО-ЗА РО-ВОК СО-ТОР КО-НА ГО-СА ВЕС-РОД
Данный прием необходимо использовать при повторном чтении текста, чтобы у школь­ников не пропадал интерес к нему.

4. Приемы работы для формирования беглого чтения
при повторном чтении текста:
• чтение шепотом, затем громко, затем про себя;
• чтение в темпе скороговорки;
• с убыстрением темпа;
• выборочное чтение;
• чтение с эстафетой;
• с заданием;
• жужжащее чтение;
— чтение по знаку — подготавливается два набора цветных полосок: один — для взрослого, другой для детей. Взрослый поднимает полоску определенного цвета, читает тот ученик, у которого полоска такого же цвета.

Осознанность чтения — основное качество, при овладении которым достигается наиболее полное понимание информационной, смысловой и идейной сторон текста. В развитии этого навыка чтения огромную роль играют следующие виды работы: подготовка учащихся к восприятию текста, словарная работа, выразительное первоначальное чтение произведения взрослым, вторичное чтение текста школьниками, анализ прочитанного при повторном чтении, составление плана, пересказ, обобщение прочитанного материала.

Наряду с этими видами работ используются логические упражнения, которые разви­вают речь, внимание, мышление, наблюдательность, смысловую догадку, творческие способности.
1. Найди четвертое слово. Даны три слова. Первые два находятся в определенной свя­зи. Между третьим и одним из предложенных трех существует такая же связь.
парикмахер — прическа; пекарь — … (пекарня, хлеб, мука);
школа — обучение; больница — … (доктор, лечение, больной);
нож — сталь; стул — … (вилка, дерево, стол);
лес — деревья; библиотека — … (город, библиотекарь, книги);
утро — день; зима — … (мороз, весна, день).
2. Найди лишнее: букву, слог, слово.
/А У Р О Ы/ /МА РА ЛА НЫ ТА/ /КУ НА ДЫ ТИ ЛО/
РЕКА, РЕЧКА, РУЧЕЙ, РУЧКА, РУЧЕЕК.

3. Соотнеси слова и картинки. Подбери к слову картинку.
СПЕЛЫЕ
ДЛИННЫЙ
ДУШИСТОЕ
ДЫРЯВАЯ
ГОНИТ
ГОРИТ
ГОГОЧЕТ
ГРЫЗЕТ

Работа с деформированными текстами, предложениями, неоконченными рассказами
1. Составить текст (перестановка предложений).
Костя и Толя ушли в лес. Они стали пить воду. Костя и Толя сели под ель.
2. Составить предложения из данных 3—4 слов.
Идут, школу, в, дети. У, сумки, них. Книги, тетради, там, карандаши, ручки.
3. Составить предложения перед чтением рассказа.
Санки, мама, купила. Взяли, Таня, Валя, и, санки. Они, в, сад, идут. С, Мурзик, ними.
4. Закончить рассказ.
Забота о птицах
Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу…
Дежурные
Дима и Коля дежурные. Они пришли в школу рано. Коля полил цветы на окне…

Работа с текстом учебника
1. Прочитать заголовок. Определить, о чем пойдет речь в этом рассказе.
2. Прочитать первую часть текста. Придумать, чем закончится рассказ.
3. Расположить вопросы по порядку содержания текста.
4. Подчеркнуть непонятные слова, объяснить их.
5. Подобрать заголовок:
• доказать, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом;
• выбрать заголовок к тексту из предложенных;
• подобрать к заголовку часть текста.

Работа с тетрадью по изученным произведениям.
1. Нарисовать растения, которые вырастили ребята в прозведении.
2. Подобрать пословицы о труде (после чтения стихотворения «Чем пахнут ремесла?»).
3. Нарисовать картинку ко всему произведению.
4. Нарисовать картинку к первой части рассказа «Красное лето». Какие краски нужно взять?

Развитие навыка выразительного чтения
Для развития этого навыка используются как материал текстов в книгах для чтения, так и специально подобранные упражнения.
1. Для выработки правильного речевого дыхания:
• упражнения для разминки: вдох и выдох носом; вдох носом, выдох ртом; вдох ртом, выдох носом; вдох и выдох ртом;
• прочитай на одном выдохе: АОУЫИ; ОУЫИА.
2. Для работы над голосом (регулировки его силы, темпа, высоты):
— для знакомства с буквой закрепляется произношение звука: произнеси звук [а] с усилением и ослаблением голоса, подними и опусти по ступенькам звук [о], повышая и понижая голос;
— хоровое чтение.

Четверостишия, используемые на физкультминутках
Ак-ак-ак — вырос в поле мак. (3 хлопка, присесть.)
От-от-от — это бегемот. (3 хлопка, руки в стороны, шаги на месте.)
Ук-ук-ук — вот ползет паук. (3 хлопка, потянуться вверх.)
Ит-ит-ит — самолет летит. (3 хлопка, руки в стороны, наклоны.)

Например: стихотворение А. Прокофьева «Опенок», которое дети заучивают и произносят, сопровождая движениями.
Влез опенок на пенек,
Дети сидят на корточках, потом встают.
Простоял один денек,
Стоят, взмахивают руками.
Тоненький, тоненький, ножка — что соломинка!
А потом склонился
Наклоняются вперед, раскачивают руками.
И совсем свалился!
Стоят в таком положении, пока не остановят руки
3. Для работы над дикцией (четкости произношения слогов, слов в процессе речи):
а) проговаривание скороговорок (без голоса — медленно; шепотом — быстро — громко).
Зоя — зайкина хозяйка, спит в тазу у Зои зайка.
Маша и Даша, ешьте пшенную кашу.
Два щенка щека к щеке щиплют щетку на песке.
Проворонила ворона вороненка.
б) Проговаривание чистоговорок с различной громкостью.
Ом-ом-ом — мы построим новый дом.
Уп-уп-уп — я готовлю суп.
Бы-бы-бы — в лесу растут грибы.

Следует отметить, что работа, направленная на развитие навыков правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения, протекает в единстве.
Как писал В.А. Сухомлинский, «…чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим его научить читать и писать. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.