Чистая, правильная речь — одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои желания, мысли, требования. К сожалению, в наши дни у детей становится все больше и больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.
Общее недоразвитие речи относится к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия.
Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения; при относительно сохранной смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Имея в целом полноценные предпосылки для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Общее недоразвитие речи сказывается и в отставании в развитии двигательной сферы: отмечаются плохая координация, снижение скорости и ловкости общих движений, а также недостаточная координация пальцев, кистей рук, недоразвитие мелкой моторики.
Правильная организация коррекционного процесса возможна лишь при всестороннем обследовании речевых и неречевых функций, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития ребенка.
Очень важны при коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, систематизация и непрерывность, постоянное закрепление полученных ими знаний и навыков на логопедических занятиях, с учителями и, конечно, родителями.
Родители — не сторонние наблюдатели, а активные помощники в нелегком деле преодоления речевого недоразвития детей. Никакая самая тщательная работа образовательного учреждения не исключает необходимости выполнения домашних заданий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Сотрудничество учителя-логопеда с родителями заключается в выполнении последними домашних заданий, направленных на закрепление тех умений и навыков, которые были приобретены ребенком на групповых и индивидуальных занятиях по развитию лексико-грамматических средств речи, обучению грамоте и звукопроизношению, т.е. по всем направлениям развития речи ребенка, предусмотренным, коррекционно-образовательной программой. Используя предложенный для исправления речевой патологии материал дома, родители получают возможность проконтролировать закрепление ребенком полученных на логопедических занятиях речевых навыков в свободном речевом общении — во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку, т.е. в повседневной жизни.
Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно родители детей относятся к выполнению домашних заданий учителя-логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей может способствовать устранению речевых дефектов, а значит, дальнейшему полноценному школьному обучению. В работе широко используется индивидуальная логопедическая тетрадь. В каждой тетради имеются следующие разделы:
-
артикуляционная гимнастика и общие речевые навыки (упражнения, необходимые для выработки определенных артикуляционных укладов, развития целенаправленного выдоха, правильного темпа речи, силы голоса и т.д.);
-
пальчиковая гимнастика (различные игры на развитие мелкой моторики);
-
развитие грамматического строя речи и связной речи (игры и упражнения на словообразование, словоизменение, построение предложений разных типов, составление пересказов и рассказов);
— звукопроизношение и слоговая структура слов (работа по автоматизации и дифференциации нарушенных звуков, развитию фонематического слуха, отработке слов различной слоговой структуры).
На усмотрение логопеда в тетрадь можно добавить еще какие-либо разделы, по которым необходима работа с ребенком.
Главной задачей родителей является автоматизация поставленных логопедом звуков, т.е. постоянный контроль за правильным произношением в повседневной жизни. Существует понятие: «кабинетная речь», когда ребёнок на занятиях логопеда говорит чисто и правильно, а выходя за дверь, продолжает «шепелявить» и «картавить». Так ему легче и проще, он так привык. Необходимо старую привычку – неправильного звукопроизношения заменить на новую – правильного звукопроизношения. Успех этого зависит полностью от каждодневного внимания родителей. Учитель-логопед звуки ставит, а родители закрепляют в речи!
Методические рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми недостатками.
Общие методические рекомендации:
— покажите ребенка врачам-специалистам (по рекомендации ПМПК);
— систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание;
— занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме;
— не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания;
— соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий;
— не предлагайте на первом этапе для выполнения трудные задания, постепенно переходите от простого к сложному;
— вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля;
— постепенно усложняйте требования к речи ребенка;
— учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли;
— совместно с педагогами работайте над развитием движений, воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий;
-
согласовывайте с учителем-логопедом работу по воспитанию правильной речи;
-
помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе;
-
верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправлении нарушения речи.
Варианты специфических рекомендаций:
-
родителям, недооценивающим серьезность положения, следует знать, что нарушения произношения могут явиться причиной неуспеваемости в школе по русскому языку и чтению;
-
родителям с гиперрефлексией на дефект важно понимать, что прогноз коррекции может быть весьма благоприятным, если ребенок почувствует себя спокойно, поверит в свои силы, будет испытывать радость от собственных, пусть, поначалу, небольших успехов; ребенок переживает свой дефект и это сказывается на особенностях его личности и поведения;
-
не следует все время поправлять ребенка, делать ему замечания по поводу неправильного произношения всегда и везде, чтобы не вызвать отрицательного отношения к занятиям;
-
не фиксируйте внимание ребенка на том, что не получается, лучше подбодрите его;
-
работу с логопедом не следует делать основным содержанием жизни ребенка, занятия должны гармонично входить в ту деятельность, которая привлекает ребенка, является для него личностно-значимой (игры, занятия на прогулке, на кухне и т.д.);
-
родителям важно знать, каким образом дефектное произношение может зависеть от аномалий в строении артикуляционного аппарата, какую роль может играть наследственность в формировании правильной речи;
-
родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с детьми.