Под голосом понимается совокупность любых звуков, исходящих из гортани человека, начиная от крика, стона, кашля, громкого зевка и кончая поставленным голосом профессионального оратора или певца. Голос является важным компонентом речеобразования, поскольку он обеспечивает, во-первых, слышимость речи и, во- вторых её интонационную выразительность. Каждый человек должен научиться владеть своим голосом и уметь в полной мере использовать для целей речевого общения все его богатые возможности. Однако воспитанию голоса в семье и школе часто не уделяется должного внимания, что приводит к неправильному пользованию голосом и связанным с этим голосовым расстройствам.
Созревание голоса охватывает длительный период времени — от рождения и до наступления зрелости. Развитие гортани, а, следовательно, и состояние голосовой функции, зависит от функционирования половых желёз и других желёз внутренней секреции. В связи с этим в период полового созревания у детей происходят существенные возрастные изменения голоса. И вообще голосовая функция настолько тесно связана с соматическим и нервно-психическим состоянием человека, что об изменениях этого состояния в каждый данный момент мы можем безошибочно судить по голосу.
Все причины голосовых расстройств условно принято делить на органические и функциональные. К органическим относятся те из них, которые вызывают изменение анатомического строения голосового аппарата в его периферическом или центральном отделах. Органические расстройства голоса, обусловленные органическим поражением центрального или периферического отделов голосового аппарата, часто встречаются у детей. Они могут быть связаны с рубцовыми изменениями в гортани после удаления папиллом, с постдифтерийными стенозами гортани, с нарушениями в системе резонаторов, обусловленными наличием нёбных расщелин, с параличами и парезами голосовых связок и мягкого нёба при дизартрии и с другими причинами.
Функциональные нарушения голоса не связаны с органическим повреждением голосового аппарата, а обусловлены лишь изменением его функции. Эта группа голосовых расстройств также делится на центральные и периферические. Функциональные нарушения голоса периферического характера чаще всего бывают связаны с перенапряжением голосовых связок, особенно в условиях неправильного пользования голосом. К центральным функциональным расстройствам голоса относятся такие его нарушения, которые имеют психогенное происхождение и являются преимущественно результатом психотравмы. Однако чёткую границу между органическими и функциональными нарушениями голоса провести очень трудно, поскольку длительно существующие функциональные расстройства приводят к стойким органическим изменениям в гортани. Примером тому может быть образование на голосовых связках «певческих узелков» в результате длительного неправильного пользования голосом.
Невозможность правильного голосообразования при органических повреждениях голосового аппарата очевидна. Что же касается функциональных нарушений голоса, особенно центрально обусловленных, то механизм их происхождения обусловлен сочетанием трёх неблагоприятных факторов, следующих один за другим.
Во-первых, ещё до возникновения голосового расстройства у больного появляется своего рода предрасположенность к нему в виде уже возникшего невротического состояния, невротического фона.
Во-вторых, всегда имеет место какой-то «пусковой момент», вызывающий первичное нарушение нормального голосообразования. В такой роли в разных случаях могут выступать самые различные жизненные обстоятельства.
Например. На глазах у 8-летней девочки с невротическим складом характера попали под машину и погибли мать и брат. Голос пропал мгновенно и полностью, после чего она не могла разговаривать даже шёпотом в течение целых 17 лет.
В-третьих, мгновенная потеря голоса или неправильное голосообразование, однажды возникшее или многократно возникавшее, закрепляется в виде патологического условного рефлекса и в дальнейшем является основой для существования функционального нарушения голоса.
В плане профилактики возникновения функциональных нарушений голоса, важно понять, что временное расстройство голосовой функции, наступившее по каким-то вполне очевидным причинам (простуда, переутомление, пребывание в дымном или пыльном помещении и пр.), бесследно пройдёт в том случае, если для голосового аппарата на некоторое время будут созданы щадящие условия в виде отсутствия или сведения к минимуму голосовой нагрузки. В противном случае неправильное пользование голосом закрепится и к тому же неизбежно «обрастёт» вторичными психическими наслоениями.
Что касается опять-таки временной потери голоса при стрессовых ситуациях, то к этому также следует отнестись разумно. В момент сильного испуга общее торможение распространяется не только на голос и речь, но нередко и на многие другие функции организма. Но через некоторое время всё само собой нормализуется, в том числе восстанавливается голосо и речеобразование. Однако оно восстанавливается в самую последнюю очередь, что вполне закономерно: речевая функция у человека появилась позднее всех других и является наиболее ранимой. Поэтому при всякого рода стрессах не надо впадать в панику и фиксировать внимание на любых возможных расстройствах — лучше временно воздержаться от речи и вполне осознанно дать возможность своему организму полностью прийти в норму.
Таким образом, профилактика функциональных нарушений голоса слагается из мероприятий по укреплению нервной системы и предупреждению невроза, с одной стороны, и предупреждению фиксации нервной системой неправильных навыков голосообразования, с другой. (Патологические механизмы голосообразования особенно легко закрепляются у невротиков). Что касается профилактики голосовых расстройств в целом (включая и органические нарушения голоса), то она должна быть направлена на предупреждение действия тех причин, которые приводят к таким расстройствам.
Правила хорошего голоса:
1. Говори спокойно и тихо в соответствии с ситуацией.
2. Избегай чрезмерно громкой речи и пения.
3. Никогда не говори слишком быстро или слишком медленно.
4. Занимайся спортом, проводи закаливающие процедуры.
5. Во время или сразу после простудных заболеваний воздержись от голосовых нагрузок, придерживайся режима молчания в течение 5 дней.
Помимо предложенных правил, особое внимание необходимо уделить постановке голоса. Под постановкой голоса мы понимаем развитие природных качеств, повышение его выносливости к нагрузкам, расширение диапазона и выразительности.
Постановка голоса включает работу над нормализацией мышечного тонуса, развитием физиологического и фонационного дыхания и тренировки по улучшению и оптимизации акустических качеств голоса. Овладение практическими навыками оптимального дыхания и голосообразования является основной мерой предупреждения дисфоний, так как позволяет обучающемуся приспособиться к повышенной нагрузке и тем самым сохранить голосовой аппарат здоровым.
Для этих целей мы предлагаем использовать упражнения, разработанные ведущими педагогами Театрального института имени Б. Щукина — доцентом кафедры сценической речи А.М. Бруссер и профессором М.П. Оссовской. Тренинг направлен на формирование и развитие:
— правильной осанки и снятие излишнего мышечного напряжения;
— нормального физиологического и фонационного дыхания
— артикуляторно-резонаторной системы;
— диапазона голоса
— слухового самоконтроля.
Известно, что правильная осанка создает благоприятные условия для функционирования внутренних органов и любое изменение осанки отражается на позвоночнике, грудной клетке и затрудняет работу органов дыхания. Поэтому учителям и родителям необходимо контролировать правильность посадки ребенка на уроках и при выполнении домашних заданий. Предложенные нами упражнения помогут сформировать правильную осанку и снять мышечное напряжение.
На начальном этапе работы проводятся релаксационные упражнения, позволяющие снять общее напряжение и напряжения мышц, участвующих в процессе голосообразования. Необходимо научиться регулировать тонус собственного тела, осознанно управлять им, что способствует развитию самоконтроля.
Предлагаемыми упражнениями и приемами релаксации можно овладеть самостоятельно без специальной подготовки. Они не имеют противопоказаний. Продолжительность занятий должна дифференцироваться в зависимости от возраста и соматического состояния ребенка и не превышать 10—20 минут.
1. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса
Упражнение 1 «Потягивание»
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены.
На счет раз, два — поставить правую ногу в сторону на носок, вытянуть руки вверх вправо и потянуться.
На счет три, четыре — вернуться в исходное положение.
Повторять упражнение 4-6 раз.
Упражнение 2 «Разогрев»
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены. Активными вращательными движениями массировать кисти рук от кисти к локтю, от локтя к плечу, затем — плечо, шею.
Повторять упражнение 4-6 раз.
Упражнение 3 «Растяжка»
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки внизу.
На счет раз, два — поднять руки вверх и потянуться.
На счет три, четыре вернуться в исходное положение.
Далее на счет раз, два — нагнуться вперед и вытянуть руки вперед.
На счет три, четыре — вернуться в исходное положение.
Тоже самое нужно выполнять с наклоном в сторону и разведением рук в сторону.
Повторять каждое упражнение 4-6 раз.
Упражнение 4 «Железный человечек»
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки внизу.
На счет раз — напрячь все мышцы тела, включая мускулатуру шеи.
На счет два — максимально расслабиться (наклониться вперед, руки вниз).
Повторять упражнение 4-6 раз.
Для большей заинтересованности детей в выполнении заданий можно использовать различные игровые ситуации, сопровождать выполнение упражнений стихотворными текстами, например:
Текст, проговариваемый взрослым: Упражнения, выполняемые детьми: Хомка-хомка хомячок, полосатенький бочок. «Потягивание»
Хомка раненько встает,
Лапки моет, носик трет, «Разогрев»
Выметает хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять —
хомка хочет сильным стать. «Растяжка»
Помимо заданий на формирование правильной осанки и снятие мышечных зажимов, большое значение для профилактики нарушений голоса у детей и подростков имеют упражнения, которые способствуют формированию правильного дыхания. Прежде всего, детям нужно научиться дышать носом, скоординировать носовое и ротовое дыхание, сформировать нижнереберный тип дыхания. При выполнении упражнений следует избегать глубокого вдоха для предупреждения гипервинтеляции, которая может вызвать головокружение.
Упражнение 5 «Нос-нос»
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки внизу, выдохнуть.
На счет раз — закрыть правую ноздрю пальцем правой руки — вдох, на счет два — задержка дыхания.
На счет три — закрыть пальцем левой руки левую ноздрю и выдохнуть. Чередовать вдох и выдох, меняя руку.
Повторять упражнение 4-8 раз.
Необходимо следить, чтобы плечи при выполнении этого упражнения не поднимались. После овладения этим комплексом упражнений для выработки координации движений рекомендуем использовать динамические упражнения.
Упражнения выполняются аналогично упражнению 5 с добавлением различных движений головы и плеч, например, с наклоном головы в сторону, с поднятием плеч. Вдох и выдох осуществляются как описано выше.
Упражнение 6 «Приседание»
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки в стороны, выдохнуть.
На счет раз — вдох носом, присесть, поднять руки вверх, на счет два — сидеть.
На счет три — медленно вернуться в исходное положение, разводя руки в стороны и выдыхая на счет 10.
Повторять 5-6 раз.
Упражнение 7 «Пузырьки»
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки внизу, выдохнуть.
На счет раз — сгруппироваться в положении сидя, голова опущена, не дышать.
На счет два, три — выпрямиться, вытянуть руки вверх и вдохнуть.
На счет четыре — вернуться в исходное положение.
Повторять упражнение 4-6 раз.
Упражнение 8 «Свеча»
Представить, что в руках зажженная свеча.
Вариант 1: На счет раз – сделать вдох носом. На счет два — подуть на свечу так, чтобы пламя свечи наклонилось параллельно полу.
Вариант 2: На счет раз — сделать вдох носом. На счет два — подуть на свечу, произнося звук «ф». Добрать воздух.
На счет три — резко погасить свечу, выдыхая на звук «ф».
Вариант 3: На счет раз — вдохнуть через нос. После задержки дыхания, сделать дробный выдох и затушить три свечи. На счет три — вдохнуть. На счет четыре – задуть пять свечей.
Повторять упражнение 4-8 раз. При выполнении упражнения необходимо следить, чтобы плечи не поднимались.
Фонационные упражнения начинают с произнесения отдельных звуков, затем слов, фраз, речевой материал постепенно усложняется.
Упражнение 9
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки внизу.
На счет раз – вдохнуть носом. На счет два, три, четыре — выдохнуть, произнося звук «с».
Удлинять продолжительность выдоха, считая до 12.
Аналогично проводятся упражнения при произнесении звуков «ш», «а», «у». Повторять упражнение 4-6 раз
Упражнение 10 «Дробное произнесение звуков»
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки внизу, вдохнуть носом.
На счет раз, два, три — выдыхая воздух, произносить звук «с», делая паузу после каждого счета.
Аналогично проводятся упражнения при произнесении звуков «ш», «а», «у».
Повторять упражнение 4-6 раз.
Упражнение 11 «Произнесение фраз»
После предварительного вдоха на выдохе произносить фразы:
Около кола колокола.
Ума палата да разума маловато.
Чужим умом умен не будешь.
От топота копыт пыль по полю летит.
По завершению работы над отдельными звуками, словами, фразами закрепление навыков правильного голосоведения продолжается при произнесении различных скороговорок, стихов, а затем в спонтанной речи.
Упражнение 12
Сделать вдох носом, а затем на выдох произносить одну, затем две, три и так далее строчки, удлинять выдох.
Ужа ужалила оса
Ужалила его в живот
Ужу ужасно больно
Вот.
Однажды галок поп пугая,
В кустах увидел попугая.
И говорит тот попугай:
— Пугать ты галок, поп, пугай,
Но галок, поп, в кустах пугая,
пугать не смей ты попугая.
Для расширения диапазона голоса детей можно использовать различные стихотворные тексты, например:
Как под елкою зеленой скачут весело вороны.
Кар-кар, кар-кар. (голос средней силы)
Целый день они скакали, громко-громко все кричали:
Кар-кар, кар-кар. (громкий голос)
Только к ночи уставали, тихо-тихо засыпали:
Кар-кар, кар-кар, кар-кар. (тихий голос)
В лесу становится темно и нам домой пора давно.
Тихо-тихо мы шагаем птицам спать мы не мешаем. (шёпот)
Продолжительность голосовых тренировок строго дозируется и обусловлена психосоматическим состоянием тренирующихся. Начиная с первых занятий, следует избегать переутомления. Вначале продолжительность не превышает 2—3-х минут с 5—10-минутным перерывом, постепенно время занятий удлиняется и на заключительном этапе достигает 15—20 минут при 4—5 разовом выполнении в течение дня.
При проведении этих несложных упражнений у детей вырабатываются навыки правильного дыхания и фонации, которые благоприятным образом сказываются на развитии звучания и позволяют предотвратить возникновение органической патологии гортани, а значит — сохранить голос ребенка здоровым.
Помимо уже рассмотренного нами деления голосовых расстройств на органические и функциональные, учитывающего их причинную обусловленность, эти расстройства принято классифицировать и по внешним признакам, то есть по особенностям непосредственного проявления нарушений голоса. В соответствии с этим последним принципом выделяются следующие наиболее часто встречающиеся расстройства голоса.
Истерический мутизм — внезапная и полная потеря голоса при невозможности даже шёпотной речи, связанная с психической травмой.
Афония — отсутствие звучного голоса при наличии шёпотной речи. Непосредственная причина афонии — отсутствие смыкания или неполное смыкание голосовых связок. Она может быть вызвана как органическими (органически обусловленные параличи и парезы голосовых связок), так и функциональными причинами. При функциональной афонии, в отличие от органической, у больного имеется звучный кашель, что лишний раз свидетельствует о возможности нормального голосообразования. Характерна здесь и нестойкость, «нестационарность» патологических изменений в гортани: имеющиеся отёчность, покраснение, утолщение голосовых связок и недостаточность их смыкания носят преходящий характер, тогда как, например, при органически обусловленном параличе или парезе голосовых связок они при каждом ларингоскопическом осмотре занимают одно и то же положение. Кроме того, для всех функциональных нарушений голоса характерно наличие сенсорных расстройств — ощущение сухости, тяжести или инородного тела в горле, а нередко и болевые ощущения. Всегда имеются и общеневротические симптомы, выражающиеся в особенностях поведения больного, в преследующих его мыслях о неизлечимости голосового расстройства, в повышенной раздражительности, мнительности, неустойчивости настроения, нарушениях сна и т.п.
Дисфония — расстройство голоса, выражающееся в нарушении его основных характеристик — высоты, силы и тембра. В отличие от афонии, при дисфонии голос образуется, но становится неполноценным. Он может быть слабым, сиплым, хриплым, срывающимся, дрожащим, фальцетным (слишком высоким), монотонным, «бубнящим», глухим, сдавленным, «квакающим», «металлическим», с носовым оттенком и т.п. В основе дисфонии также могут лежать и органические и функциональные причины.
Фонастения — нарушение голоса, выражающееся в его быстрой утомляемости, прерывании («осечках») и сопровождающееся неприятными ощущениями в горле (царапание, жжение, щекотание, сухость, боли). Чаще всего фонастения является профессиональным заболеванием голоса у людей, имеющих большую голосовую нагрузку, особенно при условии неправильного пользования голосом. Предрасполагающими факторами могут оказаться нервно-психические переживания, а также острые и хронические заболевания верхних дыхательных путей. У детей фонастения может возникать в результате криков и неправильного обучения пению.
Патологическая мутация голоса относится к его функциональным расстройствам, однако её тоже можно рассматривать как пограничное нарушение, стоящее между функциональными и органическими.
Голос ребёнка отличается от голоса взрослого человека по всем основным характеристикам — по силе, высоте и тембру. Это объясняется ещё не полной анатомо-физиологической зрелостью голосового аппарата ребёнка. В частности, детская гортань примерно в 2-2,5 раза меньше по своему размеру, чем гортань взрослого, соответственно более короткими являются и голосовые связки. Грудной резонатор ещё мал по объёму и слаб, вследствие чего преобладающую роль при голосообразовании играют верхние резонаторы, дающие голосу «головное», то есть высокое звучание. Недостаточно сильной является и струя выдыхаемого воздуха. Голосовые связки колеблются только своими краями. По этим причинам, наряду с высоким звучанием, детский голос характеризуется небольшой силой и малым диапазоном, причём голоса мальчиков и девочек до определённого возраста не имеют больших различий.
Мутация (возрастная «ломка») голоса — это физиологическое явление, наблюдающееся в период полового созревания и связанное с преобразованием детского голоса в голос взрослого человека. Наиболее заметно это явление выражено у мальчиков. У них под влиянием мужских половых гормонов наблюдается дисгармоничный, неравномерный рост отдельных частей голосового аппарата: быстро увеличивается в размерах гортань, выпячивается «кадык», удлиняются и утолщаются голосовые связки, увеличивается объём языка, тогда как рост резонаторных полостей и надгортанника заметно отстаёт. Гортань начинает занимать более низкое положение. Суть мутации голоса состоит в том, что в этих резко изменившихся анатомических условиях нарушается уже сложившаяся нормальная координированная работа разных частей голосового аппарата, что и приводит к неустойчивости пользования голосом. Это усугубляется ещё и непривычностью возникающих у подростка кинестетических ощущений при речи и пении – речевые органы становятся как бы не совсем ему «подвластными», «незнакомыми».
Весь период мутации условно может быть разделён на три части:
• стадия предмутационных изменений, во время которой голос подростка становится более сильным и жёстким и в то же время начинает терять высокие тона;
• стадия основного кризиса голоса, продолжающаяся 2-3 месяца и выражающаяся в неуверенном, неустойчивом пользовании голосом — человек как бы не вполне владеет своим голосом, теряет способность управления им (голос то звучит на высоких, «петушиных» нотах, то резко переходит почти на бас);
• постмутационная. стадия, занимающая 2-3 года, в процессе которой голос «дозревает» до своего окончательного тембра.
Физиологическая мутация голоса чаще всего проявляется в одной из следующих форм:
1. Происходит медленное изменение голоса, почти незаметное как для самого подростка, так и для окружающих людей. Имеет место лишь небольшая охриплость голоса и быстрая его утомляемость, которая постепенно и самостоятельно проходит.
2. Наблюдается всё более и более учащающееся «соскакивание» звуков на низкие ноты, которое затем постепенно прекращается, и «мальчишеский» тембр голоса сравнительно незаметно заменяется мужским.
3. Голос «грубеет» резко, почти мгновенно, без какого-либо постепенного перехода. Иногда при этом может наблюдаться непродолжительная охриплость голоса или даже полная афония, с исчезновением которой у подростка сразу устанавливается вполне сформировавшийся мужской голос.
Иногда мутация голоса наступает преждевременно, что чаще всего бывает связано с ранним половым созреванием и поступлением в кровь соответствующих гормонов. В этих случаях ребёнок говорит низким мужским голосом. В большинстве случаев мутация голоса протекает сравнительно спокойно, однако у некоторых подростков она приобретает патологический характер. Это может проявляться в том, что и по истечении подросткового возраста голос продолжает сохранять высокое звучание, то есть мутации как бы не происходит. Гортань при этом так и не опускается, а по-прежнему занимает высокое положение. В других случаях патологический характер мутации проявляется в её затянувшихся сроках. Так, иногда в течение нескольких месяцев или даже лет наблюдается неустойчивость пользования голосом с постоянным чередованием в разговоре высоких и низких тонов. И, наконец, уже после завершения мутации может сохраняться дисфоничное звучание голоса. Патологический характер мутации может быть обусловлен эндокринными нарушениями или несоблюдением гигиены голоса (раннее курение, употребление спиртных или других раздражающих слизистую оболочку гортани напитков в период уже начавшейся мутации голоса, перегрузка голосового аппарата, продолжение занятий пением и пр.). По этой причине в очень ответственный период возрастного изменения голоса необходимо соблюдение профилактических мер, направленных на максимальную охрану голосового аппарата ребёнка, что будет способствовать спокойному протеканию мутации.
Для преодоления как органических, так и функциональных расстройств голоса используется комплексное воздействие на больного, конкретное содержание которого варьируется в зависимости от имеющейся картины нарушений.
В частности, при функциональных нарушениях голоса по понятным причинам большое значение придаётся психотерапии, которая нередко приобретает решающее значение в деле преодоления голосовых расстройств. Так, при умелом психотерапевтическом подходе к больному голосовая функция у него нередко восстанавливается уже в ходе самого обследования. В случае надобности проводится общеукрепляющее лечение, рассчитанное, в том числе и на укрепление нервной системы больного, поскольку состояние последней оказывает большое влияние на общую эффективность логопедической работы. Положительное воздействие на мускулатуру гортани и её слизистые оболочки оказывают массаж и физиотерапевтические процедуры, способствующие регуляции кровообращения и уменьшению количества слизи. На фоне этих общеоздоровительных мероприятий больному предлагается строго соблюдать голосовой режим, не допуская перегрузки голосового аппарата. Иногда даже на некоторое время рекомендуется полное молчание или переход на шёпотную речь. Большое внимание уделяется дыхательным и артикуляторным упражнениям, поскольку полноценное речевое дыхание и правильное артикулирование звуков уже сами по себе способствуют лучшему звучанию голоса и большей разборчивости речи. Далее переходят к так называемым ортофоническим упражнениям конечной целью которых является восстановление единой, координированной деятельности дыхательного, голосового и артикуляторного аппаратов, а также речевой функции в целом. Вся эта работа носит сугубо специальный характер, требует профессиональных знаний.
После окончания лечения больному в течение некоторого времени рекомендуется соблюдать щадящий режим и придерживаться необходимых профилактических мер.
При органических нарушениях голоса в общем комплексе воздействия на больного большое место занимают медицинские мероприятия – медикаментозное и другое лечение, прижигания, ингаляции, оперативное вмешательство и пр. Используются даже некоторые специальные приспособления. Психотерапевтическое воздействие здесь также сохраняет своё важное значение, однако оно приобретает несколько иную направленность.
Эффективность преодоления голосовых расстройств во многом определяется их причинной обусловленностью. При наличии грубых анатомических изменений в голосообразующем аппарате, а также при органических параличах и парезах в большинстве случаев достигается лишь та или иная степень улучшения. Функциональные расстройства голоса часто поддаются полному устранению. Однако далеко не последнюю роль в этом вопросе играют личностные особенности человека, страдающего нарушением голоса, его собственная организованность и настойчивость в достижении цели.