Игровые задания и упражнения в предупреждении нарушений письменной речи младших школьников

Причиной неуспеваемости учащихся начальной школы часто являются нарушения устной и письменной речи разнообразного генеза, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом. Речевые нарушения — серьезное препятствие в овладении школьниками на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах — в усвоении программы. Это вызывает негативное отношение к учебе, отрица­тельно сказывается на развитии личности, внутреннем состоянии школьников, форми­ровании всей их психической деятельности. Для учащихся, испытывающих специфичес­кие трудности обучения, необходимо проводить занятия, направленные на коррекцию имеющихся и профилактику вторичных нарушений в развитии.
Содержание приведенных ниже заданий и игровых упражнений направлено на решение таких задач, как коррекция и развитие речемыслительной деятельности детей, активизация зрительного и слухового восприятия, совершенствование слогозвукового анализа и синтеза слов, развитие устойчивого внимания и сосредоточения, формирование связной речи. Значительное место при выполнении заданий отводится развитию у школьников познавательных процессов.
Несколько уровней сложности выполнения представленных заданий позволяет орга­низовать работу с детьми от простого к сложному, с учетом индивидуального и диф­ференцированного подхода.
«Музыкальные слова»
Детей знакомят с так называемыми «музыкальными словами», в которых спрятались нотки: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Прослушав внимательно слова, дети определяют ноту, которая «спряталась» в них.
Данное задание предусматривает несколько уровней сложности.
В самом легком варианте нота «спряталась» в начале слова: редакция, репетиция, сольфеджио, донор, мир, ремень, лягушка, редиска, мизинец, рецепт, миллион, мимоза, мишура, факел.
Во втором варианте нота «спряталась» в середине слова: пирамида, фанфара, термин, тренер, удочка, адрес, акварель, алфавит, алюминий, анекдот, апельсин, апрель, варенье, сила, ведомость, веретено, вермишель, версия, всемирный, галерея, гребешок, гречиха, зарево, землянка, инфляция, зрелище, калякать, земляника, камин, канарейка, канцелярия, кастелянша, коляска, фляжка, фуфайка, химия, вырез, недотрога, олифа, очередь, пляска, поощрение, потребность, пошлина, предупреждение, проклятие, разорение, расхлябанность, семилетка, семинар, сердолик, середина, сияние, склянка, скворец.
В самом сложном варианте в каждом слове «спряталось» по две ноты: домик, агрессия, антресоль, чередование, фамилия, сирена, перемирие, мигрень, помидор, симулянт, си­рень, переносица, домино, трафарет, премия, подосиновик, стрелять, регулярный, фасоль.

«Вороньи слова»
Дети, внимательно прослушав слова, определяют, какие из них «понравятся» вороне. Услышав «вороньи» слова, дети хлопают в ладоши или поднимают картинку с изоб­ражением вороны.
Картошка, картонка, байдарка, карета, картуз, крахмал, карниз, аквариум, карандаш, карамель, карапуз, акварель, антракт, барак, караван, вокал, декада, каравай, карабин, каприз, каракуль, красота, мрак, нектар, пекарня, скарб, скарлатина, скатерть, каракатица, карась, ярмарка, караул, крапива, карман, кратер, карнавал, картина.

«Дорисуй слова»
Детям рассказывают, что слова можно читать не только по буквам, но и по рисункам. Например, рисунок 100 — читаем «сто», рисунок ели — читаем «ель», рисунок уса — читаем «ус». Дети читают слова с рисунками.
Вермиш , пар~, 100л, м ница, автоб~, щ , шм , ла100чка, др , карус , картоф ,
мет , на100йка, фок~, щав , г~ыня, г~ь, д фин, каш ь, газ , к~т, строит , глоб~, Р~ь, б~ы, таб , свирист , 100рож, ли100к, м~ор, реб~ы, 100ляр, карам , гр~ть, апр , 100матолог, п мени, 100ловая, понед ник, бр~ника, и100рия, пост .

2. Взрослый зачитывает слова, а дети на слух определяют, какой рисунок в нем «спрятался», и поднимают соответствующую карточку.

3. Взрослый зачитывает слова, а дети записывают это слово в тетради, используя буквы и рисунки.
Предлагая данные задания, необходимо помнить, что легче обнаружить «спрятанные» слова в начале или конце слова, тяжелее в середине.

Игры со слогами
В данном задании перед детьми ставят задачу — поделить слова на слоги, а затем вычеркнуть один слог так, чтобы получилось новое слово.
Бабочка, машина, дубок, песок, полено, радуга, задача, баранка, дорога, молоток, осада, рыбак, чайка, лайка, майка, рамочка, столяр, погода, долото, гамак, домна, золото, клубок, цветок, лейка, полка, беседа, ветрянка, чемпион.

Чтобы хорошо отработать деление слов на слоги, необходимо многократное повторе­ние в изменяющихся условиях. С этой целью подобраны задания с разными условиями его выполнения. Например, предлагается составить и записать новые слова,
1) взяв первый слог каждого слова:
флаги, конфета = флакон
лужа, паук = лупа
крыжовник, шары = крыша
заяц, конфета = закон
молоко, нерест, таракан = монета
баран, рана, банщик = барабан
забор, бабушка, валенки == забава
маки, шило, насос = машина
2) взяв последний слог каждого слова:
мебель, ружье = белье
соломка, пора, мель = карамель
лиса, бельмо, полет = самолет;
3) взяв ударный слог каждого слова:
корова, стрекоза = роза
собака, западня = баня;
4) взяв у первого слова первый слог, у второго слова — второй слог. Чтобы детям было легче запомнить условия задания, записывается «подсказка»:
1 + 2:
лупа + мина = луна
чайник + щука = чайка
коза + конфета = кофе
1 + 2 + 3:
Картон, пастила, бузина = картина
автор, лото, троллейбус = автобус
урок, грачи, писатель = учитель
кабан, труба, каблучок = кабачок
коза, перо, ворона = корона

Другие варианты заданий
2 + 1: лапа + паук = папа
2 + 2: ухо + робот = хобот
2 + 2: камыш + лодка = мышка
1+ 3: стакан + рубанок = станок
3 + 1: торпеда + часы = дача
1 + целое слово: маки + шина = машина
2 + целое слово: рука + мыши = камыши
1 + 1 + 2: дома + робот + нога = дорога
1 + 2 + 1: коса + шипы + топор = копыто
2 + 1 + 1: мясо + рога + каша = сорока
1 + 2 + 2: гиря + вата + нора = гитара
1 + 2 + 3: кузнец + планета + мячик = кузнечик
2 + 1 + 2: мотор + перо + вода = торпеда
2 + 2 + 1: пиво + шило + сыры = волосы
2 + 2 + 2: рыба + гора + кабан = барабан
2 + 2 + 3: самовар + воро­бей + розы = морозы
1 + 3 + 2: пули + кочерга + шило = пугало
2 + 1 + 3: корыто + банан + веники = рыбаки
2 + 1+ 3: белка + ракета + одуванчик = караван
3 + 1 + 3: лягушка + ли­мон + картина = калина
1 + 4 + 1: краски + Буратино + ели = красное

Потерянные буквы
Потерялась буква о
Для этого задания необходимо подготовить слова, в которых записаны только согласные. Детям объясняют, что во всех этих словах «потерялась» буква о. Подставляя гласную букву в нужное место, дети отгадывают слова.
Г о Р о Д
ЗВ Н К
М Л Д СТЬ
КР ССВ РД
ПР ГН З
М Л Т К
К Л С К
Т РМ З
Ф ЛЬКЛ Р
ХВ Р СТ
М РК ВЬ
СП РТ
Х Б Т
Т П ЛЬ
Х Р В Д
XЛ П К
М Л К
П Р Ш К
П РТН Й
В Л С
В Д Р СЛЬ
П Т Л К
Б Л Т
По аналогии выполняются остальные задания с другими гласными.

Потерялась буква и
БиСКВиТ
БЛ НЧ К
П КН К
П НГВ Н
Ф Н Ш
ПР 3
К РП Ч
Ч Ж К
ГР БН К
НЖ Р
М Н СТР
Ц Л НДР
К РГ 3

Потерялась буква е
Б е Р е Г
В е е Р
КЛ В Р
Л Б ДЬ
Ф РМ Р
Ч ТВ Р Г
XЛ Б
М Б ЛЬ
Б Р Т
В Т Р
ГН В
3 Л НЬ
КР Н Д ЛЬ
Л Д Н Ц
П П Л
П Р П Л
П РСТ НЬ
СК Л Т
Р Ц ПТ
ШЛ М
С РДЦ

Где гласные?
В этом задании детям предлагают вставить пропущенные гласные а, о, и, е, у. Внимание обращают на то, что в каждом слове повторяется одна и та же гласная.
—стр—, —т—к—, б—р—н, б—р—б—н, б—рх—т, б—р—т, з—п—с, б—г—ж, б—р—г,
б—кл—ж—н, б—р—нд—к, б—л—л—йк—, б—йд—рк—, б—н—н, б—р—нк—, в—т—р,
в—с—ль—, в—л—н, в−−р, в—з—, в—льв—т, в—нн—, в—ст—к, ж—нд—рм,
г—д—лк—, г—рш —к, г—р— ж, гр—н—т, гр—н—т—, г—льк—, г—м—к, др—к—,
з—б—в—, з—втр—к, з—г—р, з—г—дк—, з—к—т, з—м—р—шк—, з—п—д, з—п—х, з—ст—в—, з—с—д—, з—п—с, з—л—нь, зн—х—рк—, н—с—р—г, н—с—к, к—р—в—й, к—мб—л—, к—л—к—л, к—р—в—н, к—н—л, к—л—б—к, кл—в—р, к—р—сь,
кр—нд—ль, к—см—с, к—рм—н, к—пк—н, к—рн—в—л, к—шт—н, кв—др—т, кр—н, к—мп—т, кр—хм—л, к—м—д, к—р—нд—ш, л—мп—, л—ск—, л—в—нд—, л—б—дь, л—г—в—, м—нс—рд—, м—б—ль, м—рк—вь, м—т—ль, м—д—м, м—з—ль,
м—дв—дь, м—сс—ж, м—б—ль, м—т—р, п—льм—, —бм—р—к, п—лк—, п—п—л,
п—рт—, п—в—р—т, п—р—гр—ф, пр—гн—з, п—р−−зд, р—зм—х, р—ц—пт,
п—л—тн—, п—с—ц, п—рст—нь, з—кл—дк—, с—р—ф—н, с—х—р, с—б—ль,
ск—нд—л, с—к—л, ст—к— н, р—м—нь, с—кр—т, сп—рт—к, с—нд—к, с—рдц—,
ст—р—ж, т—л—нт, —г— нь, т—йн—, т—п—ль, тр—н—р, т—р—к—н, тр—мв—й,
т— л—п, тр—сс—, ф—з—н, фр—з—, ф—н—т, х—р—в—д, х—лв—, хл—б—ц, х—л—т, х—ндр—, х—х—л—к, ч—йка, ч—шк—, ч—тв—рг, ч—лм—, хв—р—ст, ш—к—л,
ш—л—ш, х—б—т, ш—пк—, ш—рл—т—н, ш—р—х, шв—бр—, шк—ф, шл­—нг, ш—хт—.
Подбери пару
Здесь нужно соединить слова из двух столбиков так, чтобы они отличались только одной буквой. Во втором столбике можно предложить подчеркнуть ту букву, которой отличаются слова.
Пар
гастроном
Кот
стук
Усы
хлев
Астроном
краска
Утка
шутка
Ужи
трон
Каска
ужин
Сор
смех
Сук
бусы
Кран
крот
Лев
спор
Тон
парк
Мех
экран
Так
лампа
Лапа
танк
Логопедическая арифметика «Птицы»
Детям предлагают составить названия птиц, используя буквы нескольких слов. В качестве подсказки можно использовать картинки с изображением птиц.
Обь + луг = голубь
Ров + она =
Гол + ива =
Оса + рок =
Корова + нож =
Тоска + чал =
Сани + ци =
Флаг + Моника − ка =
Яд + тело — о =
Лоб + гусь — с =
Ров + секция — ия =
Ответы: голубь, ворона, иволга, сорока, жаворонок, ласточка, синица, фламинго, дятел, голубь, скворец.
Составление словосочетания из предложенных слов
Особое внимание обращать на правильное употребление прилагательных с существи­тельными.
ИГРУШЕЧНЫЙ ИГРОВОЙ ИГРАЮЩИЙ ИГРИВЫЙ

ЛЕТУЧИЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ ЛЕТЯЩИЙ ЛЁТНОЕ