«Играя, учим говорить красиво»

Цель: научить родителей играть в игры на обогащение словарного запаса, формирова­ние грамматического строя, развитие интонационной выразительности речи.

Уважаемые родители, сегодня мы поговорим с вами о речи, т.е. способности говорить, умении вести беседу. Как вы понимаете фразу «говорить красиво»?

Итак, «говорить красиво» — это значит:

четко произносить звуки, правильно ставить ударения;

  • использовать в речи точные названия предметов, их частей, образные выражения (эпитеты, сравнения);

  • оформлять предложения грамматически правильно;

  • добиваться эмоциональной выразительности речи.

Чтобы научить детей говорить красиво, нужно приложить старание. Для появления у ребенка отсутствующих звуков очень важно проводить артикуляционную гимнастику. Для автоматизации поставленных звуков необходимо целенаправленно научить слышать и различать звуки, т.е. развивать фонематический слух. Помогут в этом игры, приведенные ниже.

«Я знаю три слова со звуком [с] (или [л1, [р])

Цель: развивать фонематический слух, умение определять наличие того или иного звука в слове.

Описание: участники придумывают слова на заданный звук.

«Я знаю три слова на звук [с]: собака, сумка, сом. Я знаю три слова на звук [р]: рак, роза, рана ».

«Цепочка слов»

Цель: развивать фонематический слух, умение слышать первый и последний звук в слове.

Описание: один участник говорит слово, выделяя в нем последний звук, другой участник придумывает слово на последний звук, который в слове становится первым, и так далее: лукк, кроттт, танкк, кобраааа…

«Волшебная шкатулка»

Цель: учить четко и внятно проговаривать слова, называть все звуки по порядку, определять количество.

Описание: участники по очереди достают предмет из шкатулки, называют слово, звуки по порядку, количество звуков, например: в слове кот, три звука: к..о..т; в слове лиса четыре звука: ль..и..с..а.

Часто дети переставляют и заменяют звуки в словах, например: вместо КОРИДОР говорят КОЛИДОР, вместо КОТЛЕТА — КОКЛЕТА, вместо ОБУВЬ — ОБУТКИ. Взрослые обязательно должны тактично поправить ребенка.

«Выбери слово, где правильно поставлено ударение»

Наша речь бывает некрасивой из-за неправильно поставленного ударения в словах. Вспомним некоторые слова, где взрослые и дети часто ошибаются в постановке уда­рения.

Описание: предлагается взять по две карточки с написанными словами и прочитать их с правильно поставленным ударением (выделены курсивом):

звОнит — звонИт;

квАртал — квартАл;

красивЕе — красИвее;

килОметр — киломЕтр;

тортЫ — тОрты;

сантИметр — сантимЕтр;

шприцЫ — шпрИцы;

катАлог — каталОг;

нет шарфА — нет шАрфа;

мОзги — мозгИ.

Украшают нашу речь точно подобранные слова, образные выражения, слова-сравнения, эпитеты. Предлагаем поупражняться в использовании таких слов. Вашему ребенку дали задание — придумать рассказ о враче. Как можно по-другому назвать врача, чтобы в рассказе это слово не повторялось? (Доктор, терапевт, педиатр, лекарь, знахарь.)

«Назови по-другому»

Цель: учить подбирать слова-синонимы.

Шофер — водитель.

Швея — портниха, модистка.

Красивый — замечательный, чудесный, привлекательный.

Добрый — заботливый, милосердный, чуткий.

Если при сравнении двух или нескольких предметов нужно использовать слова-антонимы, дети, а бывает и взрослые, добавляют частицу НЕ к слову и вот что получается: «Красное полотенце мокрое, а синее не мокрое» (сухое) или: «Эта река глубокая, а эта не глубокая» (мелкая).

«Скажи наоборот»

Цель: учить использовать в речи слова-антонимы.

Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот.

Описание: ведущий поочередно бросает мяч игрокам и произносит слово, возвращая мяч, игроки называют другое — с противоположным значением:

высокий — низкий;

добро — зло;

широкий — узкий;

горе — радость;

мягкий — твердый;

длинный — короткий;

продавать — покупать;

прямой — кривой.

«Придумай сравнение»

Послушайте два предложения и скажите, какое более красивое:

«Белка смотрит на нас черными глазами».

«Белка смотрит на нас черными, как спелая смородина, глазами».

Второе предложение красивее, потому что его украшает сравнение. Выполните, пожалуйста, задания.

  • С чем можно сравнить выпавший снег на картине «Зима»? (С белым одеялом, покрывалом, периной.)

  • С чем можно сравнить падающие листочки на картине «Листопад»? (С парашютиками.)

Бывают сравнения, ставшие фразеологическими оборотами, например, трусливый как заяц; ползет как черепаха. Несомненно, они вносят в нашу речь изюминку, делают ее об­разной, неповторимой. Сравните: умелые руки — золотые руки, смелое сердце — львиное сердце. Давайте вспомним некоторые из этих оборотов.

«Вставьте нужное слово, объясните значение фразеологизма»

Не в бровь, а в глаз. (Точно.)

Делать из мухи слона. (Преувеличивать.)

Зарубить себе на носу. (Запомнить.)

Зимой не выпросишь снега (Жадный.)

«Исправь ошибку»

  • Его и маслом (хлебом) не корми, только книгу дай.

  • Она за словом в портфель (карман) не лезет.

  • У всех ребят медвежий (волчий) аппетит.

Поправляйте детей, если они неправильно согласовывают существительные с прилагательными и числительными или допускают другие аграмматизмы.

«Будьте внимательны – исправьте ошибку»

  • ЛучистОЕ солнышко.

  • КраснАЯ платье (красное).

  • Пять ведров (ведер).

  • Пять медвежат.

  • Мокрый полотенце (мокрое).

  • Для формирования интонационной выразительности речи расскажите чистоговорку медленно — быстро; громко — тихо; вопросительно — утвердительно; грустно — радостно: «На суку сидит сова, видно, строгая она»

При разучивании стихов предварительно проанализируйте, какие строчки нужно будет читать громко, какие быстро, вопросительно, испуганно, радостно.

Итак, надеемся, что те игры и упражнения, в которые мы поиграли, вы будете использовать с детьми дома, чтобы благоприятно воздействовать на их речевое развитие.