Цель: научить родителей играть в игры на обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя, развитие интонационной выразительности речи.
Уважаемые родители, сегодня мы поговорим с вами о речи, т.е. способности говорить, умении вести беседу. Как вы понимаете фразу «говорить красиво»?
Итак, «говорить красиво» — это значит:
• четко произносить звуки, правильно ставить ударения;
-
использовать в речи точные названия предметов, их частей, образные выражения (эпитеты, сравнения);
-
оформлять предложения грамматически правильно;
-
добиваться эмоциональной выразительности речи.
Чтобы научить детей говорить красиво, нужно приложить старание. Для появления у ребенка отсутствующих звуков очень важно проводить артикуляционную гимнастику. Для автоматизации поставленных звуков необходимо целенаправленно научить слышать и различать звуки, т.е. развивать фонематический слух. Помогут в этом игры, приведенные ниже.
«Я знаю три слова со звуком [с] (или [л1, [р])
Цель: развивать фонематический слух, умение определять наличие того или иного звука в слове.
Описание: участники придумывают слова на заданный звук.
«Я знаю три слова на звук [с]: собака, сумка, сом. Я знаю три слова на звук [р]: рак, роза, рана ».
«Цепочка слов»
Цель: развивать фонематический слух, умение слышать первый и последний звук в слове.
Описание: один участник говорит слово, выделяя в нем последний звук, другой участник придумывает слово на последний звук, который в слове становится первым, и так далее: лукк, кроттт, танкк, кобраааа…
«Волшебная шкатулка»
Цель: учить четко и внятно проговаривать слова, называть все звуки по порядку, определять количество.
Описание: участники по очереди достают предмет из шкатулки, называют слово, звуки по порядку, количество звуков, например: в слове кот, три звука: к..о..т; в слове лиса четыре звука: ль..и..с..а.
Часто дети переставляют и заменяют звуки в словах, например: вместо КОРИДОР говорят КОЛИДОР, вместо КОТЛЕТА — КОКЛЕТА, вместо ОБУВЬ — ОБУТКИ. Взрослые обязательно должны тактично поправить ребенка.
«Выбери слово, где правильно поставлено ударение»
Наша речь бывает некрасивой из-за неправильно поставленного ударения в словах. Вспомним некоторые слова, где взрослые и дети часто ошибаются в постановке ударения.
Описание: предлагается взять по две карточки с написанными словами и прочитать их с правильно поставленным ударением (выделены курсивом):
звОнит — звонИт;
квАртал — квартАл;
красивЕе — красИвее;
килОметр — киломЕтр;
тортЫ — тОрты;
сантИметр — сантимЕтр;
шприцЫ — шпрИцы;
катАлог — каталОг;
нет шарфА — нет шАрфа;
мОзги — мозгИ.
Украшают нашу речь точно подобранные слова, образные выражения, слова-сравнения, эпитеты. Предлагаем поупражняться в использовании таких слов. Вашему ребенку дали задание — придумать рассказ о враче. Как можно по-другому назвать врача, чтобы в рассказе это слово не повторялось? (Доктор, терапевт, педиатр, лекарь, знахарь.)
«Назови по-другому»
Цель: учить подбирать слова-синонимы.
Шофер — водитель.
Швея — портниха, модистка.
Красивый — замечательный, чудесный, привлекательный.
Добрый — заботливый, милосердный, чуткий.
Если при сравнении двух или нескольких предметов нужно использовать слова-антонимы, дети, а бывает и взрослые, добавляют частицу НЕ к слову и вот что получается: «Красное полотенце мокрое, а синее не мокрое» (сухое) или: «Эта река глубокая, а эта не глубокая» (мелкая).
«Скажи наоборот»
Цель: учить использовать в речи слова-антонимы.
Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот.
Описание: ведущий поочередно бросает мяч игрокам и произносит слово, возвращая мяч, игроки называют другое — с противоположным значением:
высокий — низкий;
добро — зло;
широкий — узкий;
горе — радость;
мягкий — твердый;
длинный — короткий;
продавать — покупать;
прямой — кривой.
«Придумай сравнение»
Послушайте два предложения и скажите, какое более красивое:
«Белка смотрит на нас черными глазами».
«Белка смотрит на нас черными, как спелая смородина, глазами».
Второе предложение красивее, потому что его украшает сравнение. Выполните, пожалуйста, задания.
-
С чем можно сравнить выпавший снег на картине «Зима»? (С белым одеялом, покрывалом, периной.)
-
С чем можно сравнить падающие листочки на картине «Листопад»? (С парашютиками.)
Бывают сравнения, ставшие фразеологическими оборотами, например, трусливый как заяц; ползет как черепаха. Несомненно, они вносят в нашу речь изюминку, делают ее образной, неповторимой. Сравните: умелые руки — золотые руки, смелое сердце — львиное сердце. Давайте вспомним некоторые из этих оборотов.
«Вставьте нужное слово, объясните значение фразеологизма»
• Не в бровь, а в глаз. (Точно.)
• Делать из мухи слона. (Преувеличивать.)
•Зарубить себе на носу. (Запомнить.)
• Зимой не выпросишь снега (Жадный.)
«Исправь ошибку»
-
Его и маслом (хлебом) не корми, только книгу дай.
-
Она за словом в портфель (карман) не лезет.
-
У всех ребят медвежий (волчий) аппетит.
Поправляйте детей, если они неправильно согласовывают существительные с прилагательными и числительными или допускают другие аграмматизмы.
«Будьте внимательны – исправьте ошибку»
-
ЛучистОЕ солнышко.
-
КраснАЯ платье (красное).
-
Пять ведров (ведер).
-
Пять медвежат.
-
Мокрый полотенце (мокрое).
-
Для формирования интонационной выразительности речи расскажите чистоговорку медленно — быстро; громко — тихо; вопросительно — утвердительно; грустно — радостно: «На суку сидит сова, видно, строгая она»
При разучивании стихов предварительно проанализируйте, какие строчки нужно будет читать громко, какие быстро, вопросительно, испуганно, радостно.
Итак, надеемся, что те игры и упражнения, в которые мы поиграли, вы будете использовать с детьми дома, чтобы благоприятно воздействовать на их речевое развитие.