УРОК В РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ

Составитель: О.В. Плотников, заместитель директора по УВР

СЕМИНАР

Тема: УРОК В РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ

Урок – основной участок учебно-воспитательного процесса, на котором учитель

ежедневно осуществляет образование, воспитание и всестороннее развитие учащихся.

В.А. Сухомлинский

Презентация

Цель: участники понимают сущность технологии развивающего обучения.

Участники: педагоги школы.

Регламент: 1 час.

Форма проведения: деловая игра.

Обеспечение: индивидуальный рабочий лист участника, компьютер, проектор.

Ход семинара.

1. Информационный блок.

Ведущий. Урок в развивающем обучении… Каков он по содержанию и структуре и почему выделен в особую категорию? Да и собственно развивающее обучение – чем отличается от так называемого традиционного обучения? Может быть правы те, кто утверждает, что эффективно только традиционное обучение, а от добра добра не ищут, и развивающее обучение – не более чем миф? Или все-таки развивающее обучение – это не до конца понятая технология, а потому отвергаемая? Противостояние между ними словно вечный спор между физиками и лириками, только проблема специфически педагогическая: традиционное обучение не развивает, а развивающее обучение – не обучает. Попробуем разобраться в перечисленных вопросах и найти на них ответы.

Что же такое развивающее обучение? И.С Якиманская дает следующее определение: «Обучение которое, обеспечивает полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие, и есть развивающее обучение»

Какие вербальные ассоциации возникают у вас относительно развивающего обучения? Запишите эти слова (3-6 и более) на ваших индивидуальных рабочих листах. По ходу работы отмечайте те из них, которые действительно отражают сущность развивающего обучения (участники семинара записывают слова-ассоциации. Время выполнения 3 минуты)

Система развивающего обучения есть целостная совокупность взаимодействующих между собой компонентов процесса обучения, сконструированная с целью развития личности учащегося, превращая его в субъект учения и собственной жизни. Это-обучение, ориентированное на закономерности развития личности, в котором развивающий эффект является не побочным, а прямым результатом. Оно рассматривает ребенка как личность, живущую сегодня, и создает максимум благоприятных условий для ее развития. Понимая и принимая развивающее обучение как систему проведем анализ ее компонентов: цель-содержание учебного материала – метод обучения.

Целью развивающего обучения является обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, для превращения ученика в учащегося, в человека, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Ребенок в роли субъекта учится не потому, что учитель так сказал и потребовал, а потому, что это нужно ему самому. Стать субъектом обучения можно только в том случае, если ученик способен самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач, а не тогда, когда это обеспечивает учитель. В развивающем обучении цель и результат заключается не в изменении предмета, с которым действует ученик, а в изменении последним самого себя в ходе учебной деятельности. Психологи полагают, что характерными чертами субъекта учения являются:

  • внутренняя свобода личности ученика;

  • умение свободно объяснять свои действия;

  • умение критически их оценивать;

  • умение оценивать свои возможности;

  • рефлексировать свои действия;

  • способность самостоятельно решать учебные задачи;

  • интерес к учению.

Основной единицей учебного материала в развивающем обучении является (система понятий). Понятие – это целостная совокупность суждений, в которых что-либо утверждается о наиболее общих и в то же время существенных объектах. С точки зрения развивающего обучения, «понятие – это закон, описывающий способ действия с предметом и дающий его обоснование: почему , на основании каких средств предмета мы должны действовать с ним таким образом». В развивающем обучении освоение понятий осуществляется не путем его словесного определения, который в системе традиционного обучения является исходным моментом его усвоения, а путем предметно-преобразовательных действий учащихся. Понятие, таким образом, выступает не как форма описания объекта, а как основание его практического преобразования. Важно, чтобы ученик осознавал основания своих действий с изучаемым объектом (словом, числом), т.е. понимал свойства и отношения объекта. Именно выделяемые учеником в наиболее простой форме свойства и характеристики объекта составляют содержание научных понятий о нем. Освоение системы понятий как оснований для самостоятельного решения учеником целого ряда задач определенного класса является основным компонентом содержания развивающего обучения и необходимой предпосылкой учебной деятельности. Овладеть общим принципом построения действий путем демонстраций и объяснений невозможно. Его можно конструировать только в процессе теоретического исследования в логике восхождения от абстрактного к конкретному. Понятие считается освоенным, если ученик знает способ его построения и происхождения.

Методом развивающего обучения является решение учебных задач при помощи учебно-продуктивных действий. Постановка учебной задачи, ее совместное с учащимися решение, организация оценки найденного способа действия представляют собой триединую цепь методических приемов, адекватных целям и задачам развивающего обучения.

Учебная задача – это ситуация, когда ученику надо что-либо решить или сделать, а средств и способов у него для этого нет. Она предполагает нахождение способа действия, а не изменение предмета, с которым действует субъект учения. Усвоение учеником всех понятий, всех теоретических знаний, умений и навыков происходит в ходе решения учебных задач. В развивающем обучении используются следующие методы обучения: логические, проблемно-поисковые, методы самостоятельной поисковой работы.

Ю.А. Конаржевский, давая характеристику развивающему уроку, отмечает:

  1. целью такого урока является непосредственное развитие ребенка, создание учителем таких условий, которые направлены на формирование учебной деятельности и превращение ученика в истинного субъекта процесса обучения;

  2. учитель является организатором учебной деятельности учащегося, организатором обстоятельств, в которых ученик, ведет самостоятельный поиск, выявляет способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия;

  3. ученик – прежде всего учащийся, он главный работник на уроке. Его учебная деятельность объективно направлена на развитие самого себя.

Какие уроки проводим мы? Давайте посмотрим два видеофрагмента уроков и определим, в какой системе (традиционной или развивающей ) они проводились.

2. Практический блок.

Участники смотрят видеофрагменты уроков.(Мержиевская Л.Г., учитель математики «Площади многоугольников», Плотникова О.В., учитель физики « Электробезопасность»)

Ведущий. Прежде чем приступить к обсуждению просмотренного материала, выясним подробно принципиальные отличия методик традиционного и развивающего обучения.

Участникам предлагается, ознакомиться со сравнительной таблицей методик традиционного и развивающего обучения. Работа организуется в парах для делового обсуждения.

Основываясь на теоретических положениях компонентного анализа системы развивающего обучения и сравнительной характеристики методик традиционного и развивающего обучения, определите представленные в видеофрагментах системы обучения. Обоснуйте свое мнение.

Ведущий. Вернемся к началу нашего разговора о развивающем обучении. Определите, насколько верно каждый из вас видел сущность развивающего обучения, насколько точнее представляете вы себе сейчас основные положения этой технологии.

Определите по шкале самооценки, какие уроки проводите вы в своей ежедневной педагогической практике.

Рабочие листы со шкалой самооценки рекомендуется собрать для определения ситуации и принятия решений.

Список литературы:

1. Хуртова Т.В. Обучающие семинары. Издательство «Учитель» Волгоград, 2007

2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва 2006 г. .

3. Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. Москва 2005 г.

4. Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. Москва Издательский дом Шалвы Амонашвили 1996 г.

5. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М.: ОЦ «Педагогический поиск», 2000г.

 

Приложение