Развитие речевого дыхания

Дышать надо через нос. Казалось бы, нет правила проще этого. Но при обследовании слабо успевающих учеников выявляется, что более чем у половины детей нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический ринит, вазомоторный ринит, гипертрофия нёбных миндалин II-III степеней). Установлена связь между способом дыхания и успехами в обучении. От того, правильно дышит ребенок или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие.

На дефекты дыхания, к сожалению, родители не всегда обращают должное внимание. Отчасти это понятно: они не очень заметны в общем состоянии ребенка. Но даже незначительная “неисправность” носового дыхания вредно отражается на всем организме. Ведь в минуту ребенок делает более 20 вдохов и выдохов! И весь этот воздух должен пройти без каких-либо препятствий через “входные ворота” – нос. Здесь он очищается, согревается, увлажняется и становится таким, какой нужен организму.

Почему вредно дышать через рот? Во-первых, воздуха в легкие попадает значительно меньше, работать будут лишь их верхние отделы, значит, организм получит меньше кислорода. Во-вторых, изменяется голос, нарушается речь, ребенок начинает гнусавить, говорить монотонно. Кроме того, ему становится труднее прожевывать пищу. Обоняние притупляется из-за “плохого носа”, пропадает аппетит. Неправильное дыхание сказывается и на зубах: они постепенно искривляются, может развиться кариес. И это не все. Застаивается жидкость, омывающая мозг, и в ней накапливаются вредные для нервной системы вещества. Поэтому дети, которые дышат ртом, раздражительны, плаксивы, рассеянны и вялы.

Данные факты убеждают, как важно следить за дыханием детей. Если ваш ребёнок, поднимаясь по лестнице, делая зарядку, занимаясь какими-то своими делами, держит рот открытым или спит с открытым ртом, если он часто дышит, стал вялым, бледным, а губы у него постоянно обветрены и покрыты трещинами – это первые симптомы того, что он привыкает дышать неправильно. Что же делать, если ребенок дышит ртом? Прежде всего, набраться терпения и настойчивости. Дыхание можно тренировать. Рекомендуются специальные упражнения, задача которых сводится к тому, чтобы научиться дышать только носом. Отдельные приемы следует отрабатывать до тех пор, пока нормальное носовое дыхание не станет привычным.

Вот простейшее упражнение – закрывание рта “на замок”: рот зажимают пальцами либо закрывают ладонью и просят ребенка дышать только носом. Постепенно рот закрывают на все более продолжительное время. Через несколько дней упражнение усложняют: проделывают его во время ходьбы.

Для укрепления мышц носа, рта, глотки полезно больше читать вслух. Говорить нужно четко, понятно. Ребенок может контролировать себя сам, громко произнося согласные звуки [б], [в], [ж], [м], [п], [т], [ф], [ш], следя за дыханием при выполнении данного упражнения. Очень полезно следующее упражнение: 5-6 раз вдыхать и медленно выдыхать воздух, закрыв рот. Кисти рук при этом нужно положить на шею сзади или на верхнюю часть живота.

Систематические занятия звуковой гимнастикой восстанавливают дыхание через нос, повышают эмоциональный тонус.
Встать, выпрямиться. Смотреть перед собой. Правую ноздрю закрыть пальцами правой руки и медленно, плавно вдыхать воздух через левую ноздрю. Затем закрыть левую ноздрю, а воздух вдыхать правой ноздрёй.

Упражнение, выполняемое вечером. Перед сном приготовить стакан теплой воды для полоскания горла. При каждом полоскании сначала произносится звук [а-а-а], а затем [о-о-о], после чего вода выплевывается в раковину. Упражнение продолжать до тех пор, пока не кончится вода в стакане.

Для улучшения дыхания через нос детям необходимо чаще сосать леденцы, есть твердую пищу – морковь, репу, жареное мясо.

Для улучшения дыхательной функции легких в комплекс утренней гимнастики, которой должен заниматься ребёнок, включают наклоны туловища назад, в правую и левую стороны – такие упражнения развивают мышцы живота и диафрагмы, улучшая проникновение воздуха в нижние отделы легких.

Нужно использовать местные закаливающие процедуры для нормализации и тренировки верхних дыхательных путей. Важна их роль и в предупреждении инфекционных заболеваний и улучшении носового дыхания. Очень полезны контрастные умывания: попеременно сначала – горячей водой (температура 38-40 °С), затем прохладной, комнатной (температура 19-20 °С).

Закаливание верхних дыхательных путей и всего организма достигается регулярным питьем кипяченой воды с постепенным понижением ее температуры. Для первой закаливающей процедуры берут для питья теплую воду, к которой привык ребенок. Затем постепенно, каждые 5-7 дней, температуру воды понижают на 4 °С, доводя ее до минимальной, индивидуальной для каждого ребенка. Эти процедуры следует проводить ежедневно в одно и то же время.

Комплекс упражнений при нарушении носового дыхания – 1.

Во время занятия дышать только через нос.
Встать, рот закрыть. Одну половину носа плотно зажать пальцем, дыхание производить поочередно (4-5 раз) через каждую половину носа.
Встать, поставить ноги на ширине плеч. Руки медленно поднять вперед и вверх ладонями внутрь – вдох, опустить руки вниз – выдох (до 5 раз).
Встать, вдыхать через одну половину носа, выдыхать через другую (5-6 раз через каждую половину носа).
Встать, ноги поставить вместе, нос зажать пальцами. Не спеша, громко считать до 10, закрыть рот, сделать глубокий вдох и полный выдох (5-6 раз).
Закрыть рот, вдохнуть. На удлиненном выдохе медленно произносить звук [м] (до 8 раз).
Встать, подняться на носках – вдох, присесть – полный выдох.
Встать, поднять руки вверх и отставить одну ногу назад – вдох, вернуться в исходное положение – полный выдох.
Ходить в течение 2-3 мин. Постепенно удлинять фазу выдоха (на счет раз-два – вдох, на три-четыре-пять-шесть – выдох; на счет раз-два – вдох, на пять-шесть-семь – выдох, выполнять 2-3 мин).

Комплекс упражнений при нарушении носового дыхания – 2.

Во время занятия дышать только через нос.
Стоя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуты и напряжены), живот выпятить, выдыхать медленно через рот, живот втянуть.
Стоя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуть и напрячь), живот выпятить. Задержать дыхание. Затем наклониться вперед, руки опустить – выдох.
Сидя, глубоко вдыхать носом (ноздри раздуть и напрячь), выдох через нос.
Раскрыть рот, напряженный кончик языка поставить на альвеолы (бугорки за верхними зубами), затем медленно кончиком языка проводить по нёбу в направлении маленького язычка (”маляр”).
Раскрыть рот, оттянуть язык назад к гортани, кончиком языка скользить к нижним зубам, затем поднять на альвеолы, скользить по нёбу к маленькому язычку (”кулачок” – “подметание” – “маляр”).
Раскрыть рот, как можно ниже высунуть язык, затем загнуть язык, как бы стараясь коснуться его кончиком маленького язычка.
Раскрыть рот, как можно ниже высунуть язык, затем втянуть язык в ротовую полость, закрыв им горло.
Осторожно выдвигать вперед нижнюю челюсть (губы напряжены, верхняя губа приподнята).
Двигать нижней челюстью вправо-влево.
Вытянуть губы как можно дальше (”трубочка”).
Оскалиться, губы и мышцы шеи напрячь, показать зубы (”улыбка”).
Надуть обе щеки, плотно сомкнув губы. Размыкать щеки с причмокиванием.
Надуть щеки поочередно: левую и правую.
Надуть верхнюю губу.

Комплекс упражнений при нарушении носового дыхания – 3.

Во время занятия дышать только через нос.
Широко раскрыть рот – зевание. Затем “глотнуть”, т.е. сомкнуть верхнее нёбо с задней частью языка.
Широко раскрыть рот, глубоко вздохнуть, закрыть рот, проглотить.
Широко раскрыть рот.
Рот закрыть. Язык оттянуть назад к гортани, кончиком языка скользить к нижним зубам, затем поднять его на альвеолы, скользить по нёбу к маленькому язычку (”кулачок” – “подметание” – “маляр”).
Кончик языка поставить за передние зубы, упираясь в них, выгнуть переднюю часть языка.
Раскрыть рот, загнуть кончик языка за альвеолы (не касаясь верхних зубов).
Смыкать и размыкать челюсти (руками контролировать движение челюстей у их “основания”).
Губы вытянуть вперед, как можно дальше (”трубочка”).
Губы и мышцы шеи напрячь, показать зубы (”улыбка”), чередовать.
Выполнять “кривую улыбку” вправо-влево.
Втягивать щеки.
Надувать и втягивать щеки, не открывая рта.
Как можно шире открывать рот.
Набрать воздух, “задуть” его в уши (самопродувание).

Дыхательно-голосовые упражнения

«Заморозим подбородок» – втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз под подбородок, выполнять молча и на одном выдохе.

«Заморозим подбородок – 2» – втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз под подбородок, шёпотом произносить [ФА] на одном усиленном выдохе.

«Заморозим ладошки» – растянуть сомкнутые губы, тыльную сторону ладони поставить под подбородок, длительно дуть на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони.

«Погреем ладошки» – руки согнуты в локтях, ладони впереди на расстоянии 15-20 см от рта, дуть теплым воздухом на ладони.

«Погреем ладошки – 2» – руки согнуты в локтях, ладони впереди на расстоянии 15-20 см ото рта, дуть теплым воздухом на ладони, произнося слог [ХА]

Длительное произнесение на одном выдохе гласных звуков сначала тихим, затем громким голосом: А (Э), У (О), Ы, И.

Произнесение на одном выдохе сочетаний из 2х, затем 3х гласных:
а) АУ, УА, АО, ОА, АИ, ИА, УИ, ИУ…
б) АУИ, АИУ, УАИ, УИА, АОИ, АИО, ОАИ, ОИА…

Произнесение на одном выдохе одинаковых слогов:
а) ФА-ФА, ХА-ХА..
б) ФА-ФА-ФА,
ХА-ХА-ХА…
в) ФА-ФА – ФА-ФА-ФА
ХА-ХА – ХА-ХА-ХА

Произнесение на одном выдохе слогов с разными гласными:
а) ХА-ХО-ХИ
ХО-ХИ-ХА
ХИ-ХА-ХО
б) ФА-ФО-ФУ-ФЫ
ФО-ФУ-ФЫ-ФА
ФУ-ФЫ-ФА-ФО
ФЫ-ФА-ФО-ФУ

Вырастем большими.
На счет «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться — глубокий вдох через нос.
На счет «три, четыре» — руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед — усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5—6 раз.

Подуй на свечку.
Сесть на полу, ноги врозь, держа в руке воображаемую свечу (можно взять бумажную полоску).
На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительны и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3—4 раза.