внеклассное мероприятие из опыта работы учителя начальных классов Даценко Натальи Николаевны
Цели:
Развивать познавательные способности детей;
Развивать устную речь, интерес к чтению;
Развивать коммуникативные способности.
– Здравствуйте, милые дети и уважаемые родители! Поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Именно сегодня мы прощаемся с нашей первой школьной книгой «Русская Азбука». Азбука вас многому научила. Вы выучили все буквы русского алфавита. Вы научились читать и писать. Но ее страницы учили вас не только грамоте, они учили вас быть дружными, воспитанными учениками. А чему вы научились за это время мы и проверим сегодня. Вы должны доказать, что готовы к освоению новых наук. Мы должны с вами пройти 5 испытаний. Сегодня за каждое выполненное задание я буду выдавать вам фишки. Для того, чтобы получить фишку, если знаете правильный ответ – поднимаете руку. И так приступим?
Отгадайте загадку:
Тридцать три родных сестрицы – писаны красавицы.
На одной живут странице
И повсюду славятся. (Буквы).
С этой загадкой вы справились. Ответьте, какими бывают буквы? ( Гласные, согласные, не обозначающие звуков).
Вот нам об этом и расскажут дети.
Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные
Все: – гласные, согласные
Гласные тянутся в песенке звонкой.
Могут заплакать и закричать
В темном лесу звать и аукать
Но не желают свистеть и ворчать
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь
А теперь приступаем к первому испытанию.
Называется оно “Знание букв русской азбуки”.
– Вам нужно отгадать, о какой букве я говорю.
Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает АЛФАВИТ.
В этой букве нет угла,
От того она кругла
Ты с этой буквою знаком:
Стоят два колышка рядком,
А между ними поясок,
Протянутый на искосок
Вот посмотрите – кто такой,
Загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув баранкой ногу
– Какая буква лишняя и почему?
– Почему я в одном случае назвала «алфавит»,а в другом «азбука»? Кто помнит. (Слова азбука и алфавит обозначают одно и тоже: Так называют буквы, расположенные по порядку.)
-Слово «азбука» – русское , а «алфавит»-греческое, но образованы они одинаково. Их составили из названий первых букв русского и греческого алфавитов. Раньше букву А называли «аз» ,а Б «буки» . Эти устаревшие названия и сохранились. В слове «азбука» («аз» + «буки» = «азбука»). В греческом языке первая буква алфавита называется «альфа» , а вторая «вита» , а буквы, расположенные. В определенном порядке – алфавитом. Поэтому так говорят:
Надо начинать с азов.
Сначала «аз» и «буки» – потом все науки.
– Сегодня мы вспомним буквы русского алфавита. Сейчас мы покажем чему мы научились с помощью Азбуки
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко
Б – буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком
Вот буква В
Видна вдали-
Красивая, витая.
Как будто крендель
Испекли,
Приезжих поджидая.
Ё и Е – родные сестры,
Различать сестер непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук:
Ж – ж – ж – ж…….
На калитку посмотри:
Чем она не буква И ?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
В этой букве нет угла,
От того она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
Молоток стучит: «Тук – тук!»
Букве Т я старый друг.
В этой букве нет угла,
От того она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
Забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка-
Ветру вольному подружка
Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик – твердый знак,
Чтобы не облиться
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри – ка,
Что случилось:
Получилась ….буква Ю.
Каждый знает:
Буква Я
Самая хвастливая.
-Молодцы. Первое испытание выдержали.
Приступаем ко второму испытанию.
Оно посложнее и называется “Угадай-ка”.
Черные птичкиНа каждой страничке
Молчат ожидают, Кто их прочитает. |
Ну – ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печет. |
Черные, кривые,От рождения немые,
Сядут в ряд, Все заговорят. |
Летом много их бывает, А зимой все вымирают. Прыгают, жужжат над ухом Как они зовутся? |
Линию прямую, ну-ка, Сам нарисовать сумей-ка! Это сложная наука! Пригодится здесь… |
Я весь мир слепить готов – Дом, машину, двух котов. Я сегодня властелин – У меня есть… |
Линию прямую, ну-ка, Сам нарисовать сумей-ка! Это сложная наука! Пригодится здесь… |
Я весь мир слепить готов – Дом, машину, двух котов. Я сегодня властелин – У меня есть… |
Четвертое испытание “Учебное”. Узнаем, насколько хорошо вы умеете читать и писать. Нужно прочитать текст и исправить ошибки, допущенные в словах под картинками.
Пятое испытание “Сказочное”. Вы все любите сказки и знаете их. Вы должны назвать сказку, из которой услышите отрывок
1.Лечит маленьких детей Лечит птичек и зверей Сквозь очки на всех глядит Добрый Доктор Айболит |
2.Возле леса на опушке Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки Угадайте без подсказки Кто герои этой сказки? (Р. Н. С. “ Три медведя”.) |
3.На сметане мешон На окошке стужен Круглый бок, румяный бок Покатился – колобок. (Р. Н. С. “ Колобок”.) |
4.Носик – круглый, пятачком Им в земле удобно рыться Хвостик маленький, крючком Вместо туфелек копытца. Трое их и до чего же Братья дружные похожи! Отгадайте без подсказки Кто герои этой сказки? (“ Три поросенка”) |
Молодцы, вы справились со всеми испытаниями. Вы доказали, что вы у меня очень умные дети.
Ученики читают стихи:
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам
Мы с доски не сводим глаз
А учитель учит нас.
Мы знаем буквы, знаем слоги.
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все считать.
Тому, кто хочет много знать
Кто хочет книги прочитать
Про горы и долины
Про водные глубины
Про реки, звезды и моря
Не обойтись без букваря.
Как хорошо уметь читать.
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти
“Прочти, пожалуйста, прочти!”
Не надо умолять сестрицу
“Ну, прочитай еще страницу”.
Не надо звать, не надо ждать
А можно взять и прочитать
– Мы сегодня прощаемся с « Русской Азбукой» и говорим ей на прощание:
Я с этой книгой в первый раз
Пришел в свой первый, светлый класс.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
« Умею я теперь читать!»
На смену Азбуке придут две книги: « Русский язык», и «Родная речь».
Есть слово сладкое – конфета,
Есть быстрое слово – ракета.
Есть кислое слово – лимон,
Есть слово с окошком – вагон.
Есть слово колючее – ежик,
Есть слово промокшее – дождик.
Есть слово колючее – ель.
Есть книжное слово – страница,
Есть слово лесное – синица.
Есть слово пушистое – ель,
Есть слово веселое – смех
Это очень интересно,
От кого река бежит.
Это очень интересно,
Что в трамвае дребезжит?
Это очень интересно,
Кто деревья посадил.
Кто придумал крокодилу
Это имя – крокодил?
Отчего скворец поет,
Почему медведь ревет,
Почему один в берлоге,
В другой в гнезде живет?