Жила—была книжка

Устный  журнал

Авторы: Крючкова Наталья Ивановна, учитель начальных классов, Сазонова Галина Яковлевна заведующая  библиотекой

Ведущий :   Сегодня МЫ принимаем у себя людей, у которых привыкли сами бывать в гостях. Это им принадлежит волшебный мир книг, они его феи и хранители.

Нам всем знаком
Уютный дом,
Что с нами по соседству,
Туда спешат
И стар, и млад
душою отогреться.
Пускай там лестницы круты,
да разве в этом счастье?
Зато всегда отыщешь ты
И книгу, и участье.
Еще один промчался год — Мы вновь вас видеть рады.
Пускай читатель к вам идет
И подрастут оклады.

 Ведущий :      Книги — величайшее сокровище человечества, кладезь мудрости, источник знаний, книги вмещают в себя настоящее, прошлое и будущее. Какой огромный путь прошли вы, ребята, от первых, с трудом сложенных слов до своих сегодняшних книг! Помните ли вы то волшебное ощущение, когда разрозненные значки букв слились в звучащие, 

оживающие с лова и книжный океан во всем своем многообразии открылся перед вами? Ваши первые книжки были тоненькими, а теперь многие из вас буквально проглатывают целые книжные тома. (Выходят три человека, показывают сценку)

Ученица    На меня сердит братишка,
                   Обижается сестренка:

Сестрёнка:
                  Целый день, уткнувшись в книжку,
                   Ты одна сидишь в сторонке.
                  Ты, наверно, нас забыла,
                   Ты совсем нас разлюбила,
                    Ты не видишь никого
                   И не слышишь ничего!
Мне хотелось быть одной.
Я себя воображала
Юным рыцарем с кинжалом
И его прекрасной дамой,
И его старушкой мамой,
Боевым его конем
И собакою при нем.
Я себя теряла даже
В этих разных персонажах
То ли принц я, то ли паж,
То ли целый экипаж
На крылатом корабле
Мчусь к таинственной земле.
Говорю сестре и брату:
«Я пред вами виновата.
Надоело быть одной,
Вы отправитесь со мной!»
Сестра: Только мы открыли книгу,
Как попали мы в интригу.
Брат: Мы себя воображали
При плаще и при кинжале,
Посреди высоких гор
Я скакал во весь опор!
Сестра: Я была прекрасной дамой.
Ученица Ну, а я старушкой мамой,
(вэдыхая): Боевым своим конем
И собакою при нем.
Ведущий: Книги — наши друзья, но всегда ли мы их ценим? Всегда ли об
ращаемся с ними вежливо и почтительно?
Тод фонограмму выбегают на сцену две Книги.
Первая: Я, подружка, чуть живая,
Руки-ноги словно вата,
Объясни мне, дорогая,
Перед кем я виновата?
Чем, скажи ты мне на милость,
Пред детьми я провинилась?
Я не пряталась на полку
И в любые руки шла,
Только в этом мало толку
И плохи мои дела!

Вторая: дорогая! На кого же
Стала ты теперь похожа!
Вот оторван переплет,
На твоих страницах пятна!
Ты попала в переплет
Или стала неопрятной?
Первая: Я заслуженная книжка,
Ветеран библиотеки,
Сто девчонок и мальчишек
Прочитали строчки эти!
Но при этом я была
Аккуратна и цела!
На беду один читатель,
Приключений почитатель,
Брал меня с собой неделю.
Я жила в его портфеле
Вперемешку там тетрадки,
Пирожки и шоколадки.
Под диваном я валялась — Как вообще жива осталась?!
Он швырялся мною в кошку,
Что дремала у окошка,
На страницах рисовал
И на лавке забывал!
Вторая: Что ж, я твой запомню опыт:
Только я услышу топот
И увижу я детей — Буду прятаться скорей!
Ведущий: Какая неприятная история! Этой книге срочно нужно оказать скорую помощь! (Выходит доктор в белом халате.)
доктор: Скорую помощь вызывали?
Ведущий: Вызывали!
доктор: Где пострадавший?
Ведущий: Вот! (Показывает на Первую книгу.)
доктор Ай-я-яй! Целая коллекция
разнообразных инфекций :
Травмы бытовые,
Раны боевые,
А также нервное истощение
От небрежного обращения.
Весьма печальная картина…
Три недели строгого карантина!
А вы, товарищи читатели, ознакомьтесь с правилами оказания
первой неотложной помощи книгам.
1й чтец.
Я — книга, я — товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной…
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен!
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь!
2й чтец.
Ой, уронил меня ты на пол!
Ай, супом ты меня залил!
Что здесь за звери? Что за птицы?
Страницы пачкать не годится!
Опять загнул мои листы!
3-й чтец.
Мой переплет не выгибай!
Мой корешок не поломай!

Не забывай меня в саду:
Вдруг дождь нагрянет на беду!
Запомни: я — твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
4-й чтец.
С неряхами, невеждами, дружить я не желаю!
друг ваш я, книга — я, поймите, живая!
Ведущий. давайте еще раз повторим правила обращения с книгами, чтобы они надолго сохранились и радовали не только нас, но и других читателей.
— Бери книгу только чистыми руками.
— Оберни книгу, вложи в нее закладку.
— Переворачивай страницы аккуратно, за правый верхний уголок.
— Не перегибай книгу при чтении, не вырывай из нее страницы.
— Не рисуй в книге, не загибай страницы.
— Если книга порвалась, подклей ее!
5чтец.
Что ж, для книжек, которым пора лечиться,
Открыта книжкина больница.
Доктором может быть каждый из вас
Страница «Из истории книг»

1-й ученик. Не всегда книга имела тот вид, к которому мы привыкли. Первоначально тексты писались на длинных полосах скручивались в свитки. В одном из музеев Великобритании хранится папирус длиной в 40 метров.
2-й ученик. В Месопотамии тексты писали на глиняных дощечках, которые затем обжигали.
З-й ученик. В древнем Риме книга называлась полиптих . Это были скреплённые между собой при помощи ремешка деревянные дощечки-таблицы, покрытые носком, на которых процарапывали буквы. Такую книгу можно было листать, правда, страниц в ней было немного.
4-й ученик. Со 2 века до нашей эры начал применяться новый материал для письма — пергамент — особо выделанная кожа.

5-й учен И наконец, в 13 веке нашей эры в Европе основным писчим материалом становится бумага.
б-й ученик. Новый материал для письма позволил создать и новый тип книги — кодекс. Книга состояла из сложенных в тетрлйстов, сшитых вместе. Она вмещала больше информации и была удобна для письма и чтения.
7 -й ученик. С появлением кодекса возникает и переплет, который вначале делали из дощечек, обтянутых кожей. Переплеты особо роскошных книг изготовляли из золота и серебра, украшали чеканкой, эмалью, жемчугом, драгоценными камнями. Старинны русские переплеты такого типа называют окладами.,
Страница «Удивительные книги»
1-й ученик. Уже в наше время в Японии вышла книжечка «Муравейчики», которую без лупы прочитать просто невозможно. При толщине всего в 1 мм. она имеет размер 8х4 мм
2-й ученик. Кстати, в Японии выпускают серии приключенческих книг на тонких листах, изготовленных из сладкого рисового теста. Читателям и по содержанию, и по вкусу книги очень нравятся, они даже требуют увеличения тиража. И полезно, и приятно:
прочитал и перекусил.
3-й ученик. А в Париже вышла первая в мире книга, которую можно нюхать. В душистой книге 30 страниц, где даны описания различных сортов духов и истории их создания. К книге прилагаются 54 флакончика духов.
4-й ученик. Есть книги, которые печатаются на полихлорвиниловой пленке. Их очень удобно читать на пляже или под душем: обложка у такой книги сделана надувной. Если книга не нравится, ее легко превратить в шапочку для душа или в надувную подушку.
5 -й ученик. В мире существуют не только самые маленькие книги, но и самые большие. Одна из самых больших книг — «Географический атлас», вычерченный 300 л. назад
находится в Германии. Книга-великан имеет размер около З метров и весит чуть более 250 кг. Вышедшая в Лондоне книга «Пантеон английских героев» еще больше: ее высота — 5,7метра, ширина — 3,7 метра, а размер букв-15 сантиметров.
Страница «Любимые герои книг».
Сейчас начнётся здесь парад:
К нам выйдут нынче целым строем
Те , с кем всегда ты встрече рад,-
Твои любимые герои.
1. .. Ах, как вкусно пахнут эти маленькие мясные тефтельки! А плюшки-то, плюшки, с корицей. И приготовила это Фрекен Бок. (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон«.)

2. А вот и горшочек с медом. Таинственная штука
этот мед. То он есть, то его нет, считает сказочный герой. (А. Милн «Винни-Пух и все-все-все«.)

3. А вот в том блюдечке две крошки сыра. Видите? Это из сказки, где встретились хитрость с жадно- стью. Большую головку сыра разделить герои не смогли: вдруг другому больше достанется! Вот и полу’-iили поровну — по крошечке. (Русская народная сказка «два жадных медвежонка

4. Какой пожар блинами тушили? (Пожар в стихотворении К. И. Чуковского «Путаница«.)

5 .В какой сказке творожный сыр помог побороть великана? (Братья Гримм «Храбрый портняжка’)
Увидеть вас в который раз
Явилась книг семья.
Быль, сказка, повесть и рассказ—
Все старые друзья.

Мы не стареем никогда,
Попробуй заглянуть!
Страницы наши разверни—
И с книгой—в добрый путь!

Литература:
Завуч начальной школы, № 2, 2007г. ,
Школьные игры и конкурсы и викторины. № 1 , 2009г.