Подводные камни процесса формирования письменной речи

Хороший, ясный выговор, такой, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков — вот главное основание правописания.

К.Д. Ушинский

Уважаемые родители! Напишите левой рукой «Я учусь писать» (для правшей). Что вы испыта­ли при написании фразы в непривычных для себя условиях? Вот такие же трудности испытывают ваши дети в период обучения письму.

Что же такое «письмо»?

Письмо — сложный навык и вид графомоторной деятельности. Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов:

  • речеслухового, помогающего произвести отбор нужного звука;

  • речедвигательного, помогающего осуществлять проговаривание;

  • двигательного, с помощью которого осуществляются мелкие движения мышц кисти и всей руки;

зрительного, участвующего в подборе соответствующих графем (букв). Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение письма.

Речеслуховой анализатор

Известно, что человек обладает тремя видами слуха: физическим для различения шума дождя, жужжания пчелы, шума ветра и т.п.; музыкальным, погружающим в мир мелодий, и речевым для понимания сказанного, отличия одного звука от другого (гласный от согласного, твердый от мягкого, звонкий от глухого), определения разницы между словами дочка точка, уголь угол и т.п. Необходимо упомянуть и о способности человека к распознанию звуков речи — это фонематический слух. В ходе специального обучения ребенок учится звуковому анализу и синтезу слов — фонематическому восприятию.

Ребенок 6 лет должен уметь:

повторять слоговые цепочки разной степени сложности (ба-па-ба, по-па-ба-па и др.);

отбирать картинки на заданный звук;

выделять первый, последний звуки в словах;

определять последовательность и количество звуков в словах;

синтезировать звуки речи в целое слово (м-и-р).

На основе этих показателей строится диагностика фонематического слуха и восприятия у первоклассников. Ошибки, свидетельствующие о нарушении фонематического слуха и восприятия:

замена звонких и глухих согласных;

замена твердых и мягких согласных;

пропуски гласных, согласных букв;

пропуски слогов;

перестановки букв, слогов;

недописывание слов;

несоблюдение границ предложений.

Для развития фонематического слуха и восприятия детей можно выполнять следующие задания.

1. Опора на тактильные ощущения при анализе звуков: предложите ребенку поставить руку на горло, закрыть уши. При произнесении звонкого звука рука на горле должна ощущать вибрацию, дрожание голосовых связок.

2. Систематическое повторение слоговых цепочек: да-та-да, та-та-да.

3. Использование графических обозначений звуков: звонкий ≈ глухой — (голосовые связки не дрожат).

4. Определение места звука в слове: подчеркни, назови, напиши (начало, середина, конец)

5. Выполнение позиционного анализа: между, после, перед каким звуком стоит заданный звук в слове.

6. Перечисление всех звуков по порядку, определение количества звуков в слове.

7. Звукобуквенный анализ слов

8. Придумывание слова по заданной схеме.

9. Придумывание слова из четырех звуков, со звуком [р].

Двигательный анализатор

При поступлении ребенка в школу важен показатель развития мелкой моторики. При его недоразвитии в тетрадях детей наблюдается следующая картина:

дрожащие линии;

колебание наклона и высоты букв;

быстрое наступление мышечного утомления;

небрежное выполнение письменных работ.

Предлагаем освоить упражнения по развитию мелкой моторики рук детей в семье.

1. Пальчиковые упражнения

Ручку пальчиками взяли и кружок нарисовали.

Раз кружок, два кружок. Сосчитай-ка их, дружок.

2. Упражнение на межполушарное взаимодействие «Кулак — ребро — ладонь» Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Повторять 8—10 раз. При усвоении или при затруднении в выполнении дети могут помочь себе командами «кулак — ребро — ладонь», произнося их вслух или про себя.

3. Упражнения с бумагой

Из небольшого листа цветной бумаги необходимо с помощью метода «обрывания» сделать письменную строчную букву о.

4. Выкладывание букв из подручного материала

Выложить ниточкой прописную букву Л, после чего превратить эту букву в прописную букву А.

Речедвигательный анализатор

Если у ребенка в речи имеются ниже приведенные нарушения произношения, они могут отразиться на письме. Ребенок с нарушением звукопроизношения, опираясь на свое дефектное произношение, фиксирует его на письме: «Как говорю, так и пишу».

Недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае, когда они сопровождаются нарушением слуховой дифференциации, несформированностью фонематических представлений.

В ряде случаев ошибки на письме сохраняются у детей и после того, как нарушение звуков в устной речи устранены. Причина — при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.

Рекомендации по развитию речедвигательного анализатора

1. Контроль за правильным произношением звуков

С целью предупреждения выше перечисленного следует обращать внимание детей на произнесение того или иного звука.

Звук [р]:

  • губы – полураскрыты;

  • зубы – щель;

  • язык (кончик) — дрожит;

  • воздушная струя — прерывистая;

  • голос — звенит.

Прочтите текст скороговорки, определите, какой звук чаще всего повторяется, проанализируйте звуки по образцу (см. звук [р]).

Звуки [т] — [д]

Толст тот, кто ест торт.

Дарья дарит Дине дыни.

Звуки [с] — [ц]

Свиристель свиристит свирелью.

Около колодца кольцо не найдется.

Звуки [ш] — [щ]

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Волки рыщут, пищу ищут.

Звуки [о] — [у]

На заре озеро порозовело.

Ежу на ужин жук не нужен.

Звуки [л] — [р]

Съел Слава сало, да сала было мало.

Три сороки-тараторки тара­торили на горке.

Звуки [з] — [ж]

Идет козел с козой, а коза идет с косой.

У ежа — ежата, у ужа — ужата.

2. Развитие движений губ, языка, щек

Выполняйте традиционные логопедические упражнения для языка: «Лопаточка», «Иголочка», «Часики», «Качели», «Чашечка» и др.

  1. Скороговорки, чистоговорки

  2. Упражнения для формирования напора выдыхаемой струи воздуха

«Загони мяч в ворота». Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы на ватку, лежащую на столе, ладони.

  • «Болтушка». Набрав в легкие воздух, на длительном выдохе широким языком, поднятым к верхней губе, производить движения вперед-назад, задевая при этом за губу. Выдыхать как можно дольше, лучше с включением голоса.

  • «Сигнал». Набрав в легкие воздух, с силой дуть, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.

  • Надувание воздушных шариков.

  • Сдувать с носа кусочек бумаги.

  • Дуть через соломинку.

Сдувать с ладошки лист бумаги.

5. Закрепление произношения звуков в словах, предложениях, стихах

Необходимо следить за правильным произношением звуков речи у детей, используя разный речевой материал. Например, звук [р] в словах дыра, нора, кора, горы, дыры, перо; в предложениях: Крепкая дыра. Глубокая нора. Старая кора. Высокие горы. В стихах, скороговорках, связной речи: Труба трубит, труба поет, трубач по городу идет.

Зрительный анализатор

Виды ошибок при недоразвитии зрительного анализатора:

1. Смешение букв по оптическому сходству: б д, п т, о а, и у.

2. Зеркальность (с, э, з, е)


3. Трудность удержания строки, наклона

Рекомендации при формировании зрительного анализа и синтеза

  • Назвать предметы по их контурам.

  • Назвать и дорисовать предметы.

  • Выполнить поиск «спрятанных» предметов на картинке.

  • Назвать перечеркнутые изображения.

  • Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга.

  • Показать правильно написанную букву.

  • Распределить предметы по «величине» (учитывая реальные размеры).

Развитие зрительной памяти:

  • запомнить картинки (четыре-пять), а потом найти их среди других (восемь-десять);

  • запомнить фигуры, выложенные из палочек, затем выложить их самостоятельно;

  • игра «Чего не стало?» (находить недостающую часть предмета, отгадывать, какой игрушки или предмета не стало);

  • игра «Что изменилось?».

Вывод

Чтобы помочь детям преодолеть перечисленные трудности, взрослым необходимо своевременно оказывать им помощь, а для этого нужны терпение и систематические занятия.

Не забывайте хвалить ребенка, не торопите его, не говорите: «Ты делаешь не так», «Это неправильно», не заставляйте многократно переписывать (это обратный результат), больше играйте с ним.