Хороший, ясный выговор, такой, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков — вот главное основание правописания.
К.Д. Ушинский
Уважаемые родители! Напишите левой рукой «Я учусь писать» (для правшей). Что вы испытали при написании фразы в непривычных для себя условиях? Вот такие же трудности испытывают ваши дети в период обучения письму.
Что же такое «письмо»?
Письмо — сложный навык и вид графомоторной деятельности. Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов:
-
речеслухового, помогающего произвести отбор нужного звука;
-
речедвигательного, помогающего осуществлять проговаривание;
-
двигательного, с помощью которого осуществляются мелкие движения мышц кисти и всей руки;
— зрительного, участвующего в подборе соответствующих графем (букв). Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение письма.
Речеслуховой анализатор
Известно, что человек обладает тремя видами слуха: физическим для различения шума дождя, жужжания пчелы, шума ветра и т.п.; музыкальным, погружающим в мир мелодий, и речевым для понимания сказанного, отличия одного звука от другого (гласный от согласного, твердый от мягкого, звонкий от глухого), определения разницы между словами дочка — точка, уголь — угол и т.п. Необходимо упомянуть и о способности человека к распознанию звуков речи — это фонематический слух. В ходе специального обучения ребенок учится звуковому анализу и синтезу слов — фонематическому восприятию.
Ребенок 6 лет должен уметь:
— повторять слоговые цепочки разной степени сложности (ба-па-ба, по-па-ба-па и др.);
— отбирать картинки на заданный звук;
— выделять первый, последний звуки в словах;
— определять последовательность и количество звуков в словах;
— синтезировать звуки речи в целое слово (м-и-р).
На основе этих показателей строится диагностика фонематического слуха и восприятия у первоклассников. Ошибки, свидетельствующие о нарушении фонематического слуха и восприятия:
• замена звонких и глухих согласных;
• замена твердых и мягких согласных;
• пропуски гласных, согласных букв;
• пропуски слогов;
• перестановки букв, слогов;
• недописывание слов;
• несоблюдение границ предложений.
Для развития фонематического слуха и восприятия детей можно выполнять следующие задания.
1. Опора на тактильные ощущения при анализе звуков: предложите ребенку поставить руку на горло, закрыть уши. При произнесении звонкого звука рука на горле должна ощущать вибрацию, дрожание голосовых связок.
2. Систематическое повторение слоговых цепочек: да-та-да, та-та-да.
3. Использование графических обозначений звуков: звонкий ≈ глухой — (голосовые связки не дрожат).
4. Определение места звука в слове: подчеркни, назови, напиши (начало, середина, конец)
5. Выполнение позиционного анализа: между, после, перед каким звуком стоит заданный звук в слове.
6. Перечисление всех звуков по порядку, определение количества звуков в слове.
7. Звукобуквенный анализ слов
8. Придумывание слова по заданной схеме.
9. Придумывание слова из четырех звуков, со звуком [р].
Двигательный анализатор
При поступлении ребенка в школу важен показатель развития мелкой моторики. При его недоразвитии в тетрадях детей наблюдается следующая картина:
— дрожащие линии;
— колебание наклона и высоты букв;
— быстрое наступление мышечного утомления;
— небрежное выполнение письменных работ.
Предлагаем освоить упражнения по развитию мелкой моторики рук детей в семье.
1. Пальчиковые упражнения
Ручку пальчиками взяли и кружок нарисовали.
Раз кружок, два кружок. Сосчитай-ка их, дружок.
2. Упражнение на межполушарное взаимодействие «Кулак — ребро — ладонь» Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Повторять 8—10 раз. При усвоении или при затруднении в выполнении дети могут помочь себе командами «кулак — ребро — ладонь», произнося их вслух или про себя.
3. Упражнения с бумагой
Из небольшого листа цветной бумаги необходимо с помощью метода «обрывания» сделать письменную строчную букву о.
4. Выкладывание букв из подручного материала
Выложить ниточкой прописную букву Л, после чего превратить эту букву в прописную букву А.
Речедвигательный анализатор
Если у ребенка в речи имеются ниже приведенные нарушения произношения, они могут отразиться на письме. Ребенок с нарушением звукопроизношения, опираясь на свое дефектное произношение, фиксирует его на письме: «Как говорю, так и пишу».
Недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае, когда они сопровождаются нарушением слуховой дифференциации, несформированностью фонематических представлений.
В ряде случаев ошибки на письме сохраняются у детей и после того, как нарушение звуков в устной речи устранены. Причина — при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.
Рекомендации по развитию речедвигательного анализатора
1. Контроль за правильным произношением звуков
С целью предупреждения выше перечисленного следует обращать внимание детей на произнесение того или иного звука.
Звук [р]:
-
губы – полураскрыты;
-
зубы – щель;
-
язык (кончик) — дрожит;
-
воздушная струя — прерывистая;
-
голос — звенит.
Прочтите текст скороговорки, определите, какой звук чаще всего повторяется, проанализируйте звуки по образцу (см. звук [р]).
Звуки [т] — [д]
Толст тот, кто ест торт.
Дарья дарит Дине дыни.
Звуки [с] — [ц]
Свиристель свиристит свирелью.
Около колодца кольцо не найдется.
Звуки [ш] — [щ]
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Волки рыщут, пищу ищут.
Звуки [о] — [у]
На заре озеро порозовело.
Ежу на ужин жук не нужен.
Звуки [л] — [р]
Съел Слава сало, да сала было мало.
Три сороки-тараторки тараторили на горке.
Звуки [з] — [ж]
Идет козел с козой, а коза идет с косой.
У ежа — ежата, у ужа — ужата.
2. Развитие движений губ, языка, щек
Выполняйте традиционные логопедические упражнения для языка: «Лопаточка», «Иголочка», «Часики», «Качели», «Чашечка» и др.
-
Скороговорки, чистоговорки
-
Упражнения для формирования напора выдыхаемой струи воздуха
• «Загони мяч в ворота». Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы на ватку, лежащую на столе, ладони.
-
«Болтушка». Набрав в легкие воздух, на длительном выдохе широким языком, поднятым к верхней губе, производить движения вперед-назад, задевая при этом за губу. Выдыхать как можно дольше, лучше с включением голоса.
-
«Сигнал». Набрав в легкие воздух, с силой дуть, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.
-
Надувание воздушных шариков.
-
Сдувать с носа кусочек бумаги.
-
Дуть через соломинку.
• Сдувать с ладошки лист бумаги.
5. Закрепление произношения звуков в словах, предложениях, стихах
Необходимо следить за правильным произношением звуков речи у детей, используя разный речевой материал. Например, звук [р] в словах дыра, нора, кора, горы, дыры, перо; в предложениях: Крепкая дыра. Глубокая нора. Старая кора. Высокие горы. В стихах, скороговорках, связной речи: Труба трубит, труба поет, трубач по городу идет.
Зрительный анализатор
Виды ошибок при недоразвитии зрительного анализатора:
1. Смешение букв по оптическому сходству: б — д, п — т, о — а, и — у.
2. Зеркальность (с, э, з, е)
3. Трудность удержания строки, наклона
Рекомендации при формировании зрительного анализа и синтеза
-
Назвать предметы по их контурам.
-
Назвать и дорисовать предметы.
-
Выполнить поиск «спрятанных» предметов на картинке.
-
Назвать перечеркнутые изображения.
-
Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга.
-
Показать правильно написанную букву.
-
Распределить предметы по «величине» (учитывая реальные размеры).
Развитие зрительной памяти:
-
запомнить картинки (четыре-пять), а потом найти их среди других (восемь-десять);
-
запомнить фигуры, выложенные из палочек, затем выложить их самостоятельно;
-
игра «Чего не стало?» (находить недостающую часть предмета, отгадывать, какой игрушки или предмета не стало);
-
игра «Что изменилось?».
Вывод
Чтобы помочь детям преодолеть перечисленные трудности, взрослым необходимо своевременно оказывать им помощь, а для этого нужны терпение и систематические занятия.
Не забывайте хвалить ребенка, не торопите его, не говорите: «Ты делаешь не так», «Это неправильно», не заставляйте многократно переписывать (это обратный результат), больше играйте с ним.