Литературный праздник для учащихся начальной школы посвященный 190 — летию со дня рождения Н.А. Некрасова

В декабре 2011 года исполнилось 190 лет со дня рождения великого русского поэта Н.А. Некрасова.

Детство Николай провел в ярославской усадьбе отца, небогатого помещика. Сельцо Ггрешнево было расположено недалеко от города Ярославля, на левом берегу большой русской реки – Волги. Прогулки по волжским берегам были любимым занятием маленького Николая

О, Волга!.. колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

Один, по утренней зарям,

Когда еще все в мире спит…

А Алый свет едва скользит

По бледно-голубым волнам,

Я убегал к родной реке.

( «На Волге»)

Так он написал в одном из своих стихотворений, передавая те чувства, которые зародились в его душе еще в раннем детстве.

Грешенво было окружено лугами и полями, а несколько поодаль возвышалась стена зубчатого леса, там в изобилии росли грибы и ягоды. По лугам и в лесу по долгу бродил Николай в сообществе крестьянских ребятишек. Общество это, по словам сестры Некрасова, как магнит привлекало к себе будущего поэта. В заборе, отделявшем барскую усадьбу от деревни, он проделал лазейку и через нее пробирался в деревню, чтобы поучаствовать в играх и прогулках своих друзей. Он купался с ребятишками в реке, собирал вместе сними малину, чернику, грибы, а когда наступала зима, катался с гор на салазках. Так с самого раннего детства Некрасову стала близка и мила деревенская жизнь, жизнь простого народа.

Любовь к полям и лесам своей родины, к ее снегам и морозам, к ее весеннему «Зеленому шуму» и зародилась у него в ранние детские годы и развилась позднее в его поэзии.

Прослушайте отрывок из его произведения «Зеленый Шум» и скажите что народ называл Зеленым Шумом.

Идет — гудёт Зеленый шум,

Зеленый шум, весенний шум!

Как молоком облитые,

Стоят сады вишневые,

Тихохонько шумят…

Что автор называл зеленым шумом. Зеленый шум — так называл народ пробуждение природы весной.

Прослушайте следующий отрывок из стихотворения «Дедеушка Мазай и зайцы» и скажите, что описывает в этом отрывке автор.

Как-то особенно тихо вдруг стало,

На небе солнце сквозь тучу играло.

Тучка была небольшая на нем,

А разразилась жестоким дождем!

Прямы и светлы, как прутья стальные,

В земли вонзались струи дождевые

С силой смертельной…

Это летний дождь.

А вот картина осенней природы:

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;

… … … … … …

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

Песня Мороза — воеводы рисует нам русскую зиму:

Метели, снега и туманы

Покорны морозу всегда,

Пойду на моря-окияны

Построю дворцы изо льда.

Задумаю — реки большие

Надолго упрячу под гнет,

Построю мосты ледяные,

Каких не построит народ.

Уже в раннем детстве Н.А. Некрасов был сильным и смелым, умел и грести, и плавать, метко стрелял из ружья, мог вскочить на любого коня и мчаться во весь дух. Обучаясь верховой езде, он то и дело падал с лошади, и был такой день, когда он упал 18 раз подряд, но в конце концов добился своего: сделался хорошим наездником.

Будущему поэту было семь или восемь лет, когда няня, крепостная крестьянка, вздумала запугать его чертями. Некрасов рассказывает об этом приключении так:

Ястраха с молоду не знал,

Считал я братьями людей,

И даже скоро перестал

Бояться леших и чертей.

Однажды няня говорит:

«Не бегай ночью — волк сидит

За нашей ригой, а в саду

Гуляют черти на пруду!»

И в ту же ночь пошел я в сад.

Не то, чтоб я чертям был рад,

А так — хотелось видеть их.

Я постоял на берегу,

Послушал — черти ни гу-гу!

Я пруд три раза обошел,

Но черт не выплыл, не пришел!

«На Волге»

О каких качествах характера мальчика говорит этот отрывок?

Не всякий семилетний ребенок решился на такой храбрый поступок: выйти одному ночью в сад, чтобы взглянуть на страшилище, которым взрослые пугают его! Товарищами Николая Были крестьянские дети, привыкшие с раннего детства не отступать ни перед какими опасностями, и это у них он научился смелости.

ФИЗМИНУТКА

(могут использоваться старинные русские игры: «Каравай», «Жмурки», «У дедушки Трифона», «Ручеек», «Пчелы», «У медведя в бору»)

Мальчик был рад целые дни, с утра до вечера, проводить под открытым небом, в лесах и полях. Но осенью 1832 года, незадолго до того как Некрасову исполнилось 11 лет, его отдали в ярославскую гимназию. Там он учился 6 лет. В эти годы Н.А. Некрасов пристрастился к чтению. Он с увлечением читал Пушкина, Жуковского, Байрона, произведения современных ему авторов, печатавшиеся в журналах. Под их влиянием он и сам начал сочинять стихи, а школьные товарищи Некрасова заслушивались его устными рассказами о народной жизни.

Когда Некрасову исполнилось 16 лет, он стал серьезно думать о своем будущем.

И вскоре решил поехать в Петербург.

Я отроком покинул отчий дом.

(За славой я в столицу торопился.)

В шестнадцать лет я жил своим трудом

И межу тем урывками учился.

(Из поэмы «Мать». 1877)

В 1838 году он был уже в Петербурге. Там ему жилось очень трудно. Отец хотел, чтобы сын поступил в военную школу, а Николай стал хлопотать, чтобы его приняли в университет. Отец рассердился и заявил, что не вышлет ему больше ни копейки денег. Так, с первых же дней приезда Некрасова в столицу, ему пришлось добывать себе пропитание тяжелым трудом.

КОНКУРС «ТРУДНЫЕ СЛОВА»

Приложение 1

Некрасов много работал, писал стихи, рассказы, сказки, водевили (веселые пьесы). Но он был не только писателем и поэтом, он был редактором известных в России журналов «Современник» и «Отечественные записки» . ..когда Некрасов чувствовал себя утомленным работой над новым произведением и бесчисленными хлопотами о журнале, он уезжал в деревню, в родные ярославские края — в Грешнево, а позже Карабиху или Чудовскую Луку (под Петербургом). Это были лучшие дн его жизни:

Опять я вдеревне,

Хожу на охоту,

Пишу мои вирши –

Живется легко.

(Крестьянские дети)

Виршами Н.А. Некрасов называет стихи.

Охота была давним увлечением Николая Алексеевича, к ней он пристрастился еще с детства. Сестра Некрасова вспоминает такой случай. Однажды поздней осенью случилось Некрасову подстрелить на озере дикую утку. Озеро у берегов было затянуто льдом. Собака испугавшись холодной воды, заупрямилась.

Десятилетний охотник , забыв обо всем, кинулся в ледяную воду, поплыл за уткой и достал её. «Это стоило ему горячки (простуды), но от охоты не отвадило», – писала его сестра в воспоминаниях.

Войдя в городскую квартиру Николая Алексеевича (в Петербурге, на Литейном проспекте), «скорее можно было подумать, что здесь обитает какой-то спортсмен, который весь ушел в охотничий промысел; во всех комнатах стояли огромные шкапы, в которых вместо книг, красовались штуцера (это охотничьи ружья) и винтовки» – вспоминал один из литераторов (А.М. Скрабичевский) На шкафах стояли чучела птиц и зверей. А в большой комнате, между окнами, стояла, опираясь на дубину, громадная медведица.

Охота — это целый мир со своими традициями, языком, обрядами,. Верованиями. В 1846 году Н.А. Некрасов написал стихотворение «Псовая охота», где он великолепно описывает этот вид охоты. Описание знатоком псовой охоты без специальных знаний до конца понять трудно, но настроение ощутить вполне возможно:

«В строгом порядке, ускоренным шагом

Едут псари по холмам и оврагам.

Ближе и лай, и порсканье, и крик –

Вылетел бойкий русак- материк.

Гикнул помещик и ринулся в поле…

То-то раздолье помещичьей воле!

Через ручьи, буераки рвы

Бешено мчится: не жаль головы!»

К этому стихотворению Некрасовым даже был составлен словарь-примечание с объяснением непонятных нам охотничьих терминов. Например, что такое «порскать». «Порскать» – это значит криками гнать собак по следу. А кто такой «русак- материк»? Это старый заяц, матерый.

Охоты бывают разные. В оружейной охоте главное — сам охотник, его умение метко стрелять. И еще большую роль в такой охоте играет собака. Легавая собака, по словам С.Т. Аксакова – «это жизнь, душа ружейной охоты». Эта собака должна быть хорошо дрессированная.

К своим четвероногим спутникам и помощникам, охотничьим собакам, Некрасов, испытывал глубокую нежность и привязанность. Особенно он любил собаку по имени Кадо.

Умная и красивая собака бывал с хозяином не только на охоте. Кадо чувствовал себя дома и в квартире на Литейном в Петербурге. С этой собакой случилась беда. Однажды жена Некрасова Зинаида Николаевна во время охоты выстрелила неудачно и попала в Кадо. Собака умерла. Хозяин велел закопать её в саду. И до сих пор неподалеку от некрасовского дома в Чудовской Луке (под Петербургом) можно увидеть темно-серую каменную плиту, на которой выбито: «Кадо. Черный пойнтер. Был превосходен на охоте. Незаменимый друг дома. Родился 15 июля 1868г., убит случайно на охоте 2мая 1875г.»

после гибели кадо Николай Алексеевич бросил охоту. Но не надолго — без привычной тяжести ружья на плече, без долгих неторопливых бесед с крестьянами-охотниками ему уже было не обойтись. Приезжая на родину, Некрасов сразу окунался в деревенскую жизнь, а охота помогала поэту быстро стряхнуть с себя все петербургские заботы и волнения.

Какой восторг! За перелетной птицей

Гонюсь с ружьем, а вольный ветер нив

сметает сор, навечнный столицей,

С души моей. Я духом бодр и жив,

Я телом здрав. Я думаю… мечтаю…

(«Уныние». 1874)

КОНКУРС «КАРТИНЫ РУССКОЙ ЖИЗНИ В ЖИВОПИСИ И ПОЭЗИИ Н. А. НЕКРАСОВА»

Приложение 2

В другой раз, вернувшись с охоты, он засел за работу и появилось стихотворение «Крестьянские дети». Некрасов в своем стихотворение ведет рассказ не только о крестьянских детях, но и о собственном детстве, проведенном среди деревенских приятелей:

О, милые плуты1 Кто часто их видел,

Тот, верю я, любит крестьянских детей;

… … … … …

Счастливый народ! Ни науки, ни неги

Не ведают в детстве они,

Я деловал с ними грибные набеги:

Раскапывал листья, обшаривал пни,

Старался примерить грибное местечко

А утром не мог ни за что отыскать.

… … … … … … … … …

Грибная пора отойти не успела,

Гляди — уж чернёхоньки губы у всех,

Набили оскому: черника поспела!

А там и малина, брусника, орех!

Ребяческий крик, повторяемый эхом,

С утра и до ночи гремит по лесам.

В этом стихотворении перед нами предстает жизнь природы, слитая с детской жизнью поэзия крестьянского труда, воспринятая глазами ребенка:

Он видит как поле отец удобряет,

Как в рыхлую землю бросает зерно,

Как поле потом зелень начинает,

Как колос растет , наливает зерно;

Готовую жатву подрежут серпами,

В снопы перевяжут, на ригу свезут,

Просушат. Колотят — колотят цепами,

На мельнице смелют и хлеб испекут.

Отведает свежего хлебца ребенок

И в поле охотней бегут за отцом

Дети на селе начинали трудиться рано. На первых порах они выполняли вспомогательную работу , но без их помощи родителям пришлось бы туго. Крестьянский мальчик пяти-шести лет учился ездить верхом и начинал гонять скот на водопой В семь-восемь лет помогал на пашне — управлял лошадью. В девять лет у молодого хозяина обязанностей прибавлялось:накормить скотину, вывезти навоз на поле, бороновать распаханную отцом пашню и убирать вместе с ним хлеб. Отуй брал сына на охоту, учил ставить силки, стрелять, ловить рыбу. К 14-ти годам подросток владел косой, серпом, цепом, топором, а через год вполне мог заменить отца в случае его болезни или смерти.

Девочки в крестьянской семье тоже не сидели без дела: в шесть лет начинали осваивать прялку, в десять -работали серпом, шили. К 12-13 годам девочка в отсутствии родителей полностью вела домашнее хозяйство: носила воду, стирала, кормила птицу,доила корову, шила, взяла, стряпала, присматривала за младшими детьми. В 14 лет она ткала, жала, косила сено, а в 15 работала наравне со взрослыми. Девочек всему тому, что умела сама, учила мать, а мальчиков — отец.

Школа не всегда была доступна крестьянским детям. Дети бедняков могли только получить начальную грамоту — научится читать, писать, считать. Одна из таких школ для крестьянских детей была открыта благодаря хлопотам Н. А. Некрасова. Двухэтажное здание школы сохранилось до наших дней в селе Абакумцево (в четырех километрах от Грешнева). Сначала эта школа помещалась в просторной крестьянской избе, позже в 1872 году было построено отдельное здание. Сам поэт и его петербургские друзья внесли деньги на постройку этого здания. Некрасов взял на себя все расходы на содержание школы, наем учителей. Школу разрешалось посещать всем желающим детям окрестных сел и деревень. Ученики были освобождены от всякой платы и пользовались бесплатно книгами и другими учебными пособиями.

Одному из таких крестьянских школьников посвятил Н. А. Некрасов стихотворение «Школьник»:

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! Что за дело?

Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.

Так, учиться ты идешь…

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош.

… … … … … …

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете –

Кто-нибудь свезет в Москву,

Будешь в университете –

Сон свершиться наяву!

Встреча с этим голодным и оборванным школьником на пустынной проезжей дороге напомнила Н.А. Некрасову Михаила Васильевича Ломоносова, великого «архангельского мужика» (он был родом из Архангельской губернии), который, желая учиться, пришел в Москву из далекой северной деревни, долго жил впроголодь, бедствовал и все же учился. Изучил физику, химию, металлургию и другие науки и в конце концов стал знаменитым русским ученым.

Пожалуй, никто из русских поэтов так часто не обращался к «детской» теме, как Некрасов. Им написаны в 1870 году: «Дедушка Мазай и зайцы», «Соловьи»; в 1867 году: «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин». А так же «Саша» (1855), «Школьник» (1856). «Плач детей» (1860), «Дедушка» (1870), «Крестьянские дети» (1861) и другие. В этих стихах картины детства — детских игр, беззаботных радостей или горестей.

А теперь мы предлагаем вам ребята прочитать стихи Н.А. Некрасова, которые вы выучили наизусть

ВКТОРИНА

1. Что вы знаете о детстве Николая Некрасова?

2. Любимое занятие писателя?

3. Что такое зеленый шум?

4. «Как молоком облитые» сады вишневые. Что это значит?

  1. У Некрасова был знакомый крестьянин-охотник. Как его звали?
  2. У Н.А. Некрасова был знакомый крестьянин — охотник. Как его звали?

6. Кого спас дед Мазай? От чего?

7. Как спасал дед Мазай зайцев?

  1. Сколько зайчиков спаслось на бревне?
  2. Какие стихотворения Н.А.Некрасова вы знаете?
  3. Как звали мальчика, которого Некрасов назвал «мужичок с ноготок»?
  4. Как помогали крестьянские дети родителям?
  5.  

Приложение 1

Детям раздаются полоски бумаги с написанными на них строчках из стихотворений Н.А. Некрасова, «трудные слова» подчеркнуты. Задание — дать объяснение этим словам, можно воспользоваться специально оформленным для этого словарем.

«Много видел я на тракту
Генералов строгих …»

«Дело под вечер, зимой,
И морозец
знатный«Генерал Топтыгин»

 

«С старым Мазаем я бил дупелей»
«Начал частенько Мазай
пуделять» «Дедушка Мазай и зайцы «

 

«и дровни, и хворост,
и
пегонький конь» «Крестьянские дети»

 

«А старший с важностью спросил,

Кубарь пуская перед нею…» «Соловьи»

 

«Нас, что ни ночь, разоряют станицы

Всякой пролетной прожорливой птицы…» «несжатая полоса»

 

«Вижу я в котомке книжку».

Там уж поприще широко;

Знай работай, да не трусь…» «Школьник»

 

«Пишу мои вирши…»

«кто тащит на пожню ведерко кваску…»

«В снопы перевяжут, на ригу свезут,

просушат, колотят-колотят цепам…» «Крестьянские дети»

 

 

приложение 2

КОНКУРС «КАРТИНЫ РУССКОЙ ЖИЗНИ В ЖИВОПИСИ И ПОЭЗИИ Н. А. НЕКРАСОВА»

(Зал оформлен репродукциями картин русских художников или в презентации). Детям раздаются листы бумаги с написанными на них строчками из стихотворений Н.А. Некрасова. Предлагается найти картину, к которой подойдут данные строк

«О, милые плуты! Кто часто их видел,

Тот, верю я, любит крестьянских детей»

Н.П. Богданов -Бельский

«Крестьянские мальчики»

Ф.В. Сычков

«Калужский крестьянин»

А. Степанов

«Журавли летят»

В полном разгаре страда деревенская

А.А. Пластов «Жатва»

А.Г. Веницианов «На жатве. Лето»

«Уж налились колосики.

Стоят столбы точеные,

Головки золоченые,

Задумчиво и ласково шумят»

(«Кому на Руси жить хорошо»)

И.И. Шишкин «Рожь»

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.

(Школьник)

Н.П. Богданов -Бельский

«Сочинение»

Пушисты ли сосен вершины?

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах.

(«Мороз, Красный нос»)

И.И. Шишкин «Зимма»

«… черница поспела,

А там и малина, брусника, орех!»

(«Крестьянские дети»)

В.Т. Тимофеев

«Девочка с ягодами»

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдись! Что за дело?

Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку,

Так, учится ты идешь…

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош

(Школьник)

Н.П. Богданов -Бельский

«У дверей школы»

«Играйте же, дети! Растите на воле!

На то вам и красное детство дано…»

(«Крестьянские дети»)

В. Маковский

«Игра в бабки»

Г. Сорока

«Рыбаки»

«Вид в «Островках»

Идет — гудёт Зеленый шум,

Зеленый шум, весенний шум!

Как молоком облитые,

Стоят сады вишневые,

Тихохонько шумят…

В. Э. Борисов — Мусатов «Весна»

«Букварь не пряник,

А почитай-ка,

Язык прикусишь…

Букварь не сайка,

А как раскусишь,

Слаще ореха!

… … … … …

Умен с ним будешь,

Денег добудешь…»

Н.П. Богданов -Бельский

«Ученицы»

 

 

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдись! Что за дело?

Это многих славный путь.

(Школьник)

Вижу я в котомке книжку,

Так, учится ты идешь…

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош

(Школьник)

В полним разгаре страда деревенская

«… черница поспела,

А там и малина, брусника, орех!»

(«Крестьянские дети»)

«Уж налились колосики.

Стоят столбы точеные,

Головки золоченые,

Задумчиво и ласково шумят»

(«Кому на Руси жить хорошо»)

Пушисты ли сосен вершины?

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах.

(«Мороз, Красный нос»)