ДЕРЕВЬЯ, ЦВЕТЫ, ВОЙНА

Автор: Шупилова О.В. Учитель технологии

Цель: воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере русской природы в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

привести детей к соединению эстетического понятия красота с нравственно-положительной характеристикой память о предках;

развивать нравственные чувства сопереживания, чувства    благодарности;

развивать интеллектуально-познавательное мышление;

воспитывать чувство патриотизма, бережное отношению к природе;

воспитывать бережное отношение к традициям своего народа

Плакат «Родина -Мать»; 

Рисунки обучающихся 

Цветы, голуби, георгиевская лента—для оформления сцены; 

Запись песен; 

Музыкальный центр. 

Ведущий. 9 мая наша страна отмечает День Победы. Весь мир празднует этот день. Советская армия победила фашизм. Справедливая, освободительная борьба была завершена в 1945 году. И сегодня мы отмечаем 65-летие Победы. С первого дня войны и до последнего люди совершали бессмертные подвиги во имя победы над фашистами — врагами всего человечества. Все меньше остается в живых тех, кто сражался за нашу Родину.

Танец «Журавли».  Школьная танцевальная группа.

Ведущий. Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны. Дорогой ценой было завоевано счастье жить и трудиться  под мирным небом.  И  память об этом живет в сердцах людей. Немало памятников и обелисков появилось на нашей земле. Они призывают не забывать трагедий войны. Но есть и другие памятники, живые, которые тоже напоминают нам о военном времени. Эти памятники — деревья. 

1-й чтец.

Их обжигала пламенем война.

Под их шатрами умирали люди,

И потому, быть может,

Седина

На их коре,

Что путь был очень труден…

Стоят в веках свидетели войны,

Они всю жизнь глядят в реку

 И каждому прохожему видны дубы,

 Напоминающие взрывы.

                                           Звучит песня «Священная война»

Ведущий. Многое могли бы рассказать о войне деревья. Они видели, как в 1941 году обрушились на нашу землю свинцовые дожди, горели города, села, леса и поля. И вместе со

народом на защиту Родины встали они.

2-й чтец.

Деревья тоже воевали

Как стяги, голову подняв.

Где нужно, гордо умирали

С груди своей листву сорвав…

Земли родной тревоги, беды

По-настоящему поняв,

Они смотрели на свет белый,

Корнями родину обняв. 

Слайд 8

Ведущий.  Береза — любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, бело­ствольную, ее всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники.

Прослушивается песня «Вы шумите, березы»

Ведущий. Береза… Утомленному она обещает желанный отдых, жаждущим прохлады – дарит тень. Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны. Лучше свидетелей не найти.

3-й чтец.

Ты увидишь ее — и забьется сердце…

Сколько о березах сложено стихов!

Может быть довольно, но куда же деться,

Если песня в сердце созревает вновь?

Потому что помню: в новенькой шинели

Я почти мальчишкой уходил на фронт,

И березы тихо мне во след глядели

Русский посылая до земли поклон.

Исполняется песня «Березовый сок»

Ведущий. В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажают деревья, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве. Стоят три березки у вечного огня в любом уголке России, потому что каждый четвертый россиянин погиб во время Великой Отечественной войны. Нечеловеческие испы­тания выпали в годы войны на долю жителей Ленинграда. 900 дней длилась вражеская блокада. Ленинградцы боролись с фашистами, со смертью, голодом и холодом. Немало сохранилось свидетельств об их стойкости и мужестве, по-своему рассказывают об этом подвиге ленин­градские деревья.

4-й чтец.

Им не долго жить —

Зеленым великанам,     

Когда придет блокадная пора

На их стволах осколочные раны

Но не найти рубцов от топора

И тут не скажешь:

Сохранились чудом

Здесь чудо или случай не при чем…

Деревья!

Поклонитесь низко людям

И сохраните память о былом.

 

Инцинировка песни «Катюша» (5 класс).

Ведущий. Цветы и война. Цветы олицетворяют собой радость и красоту, доброту и нежность — саму жизнь. Казалось бы, меньше всего они должны напоминать в войне, принесенных слезах и скорби, страдания и смерти. Но отмечая 65-летие Победы народа над фашистскими захватчиками, отдавая дань подвигу советских людей, нельзя не вспомнить и о цветах России. После самых тяжелых боев скромный полевой цветок, уцелевший на месте сражения наполнял нежностью сердца солдат, вызывал в памяти картины мирной жизни.

Слайд 14 Цветы в знак глубокой скорби и благодарности возлагали на могилы павших героев. И не случайно в стихотворениях и песнях, посвященных подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне, поэты не раз обращались к образу цветов России, как к символу Родины, мирной счастливой жизни, за которую поднялась на смертельный бой вся страна.

Мирно страна проснулась

В этот июньский день,

Только что развернулась

В скверах ее сирень.

Радуясь солнцу и миру,

Утро встречала Москва.

Вдруг разнеслись по эфиру

Памятные слова.

Голос уверенно-строгий

Сразу узнала страна.

Утром у нас на пороге

Заполыхала война.

Слайд 16

6-й чтец.

Горело все — цветы и клены,

Былинки не было живой.

Вокруг кустарник запыленный

Шуршал обугленной листвой.

Направо глянешь — дорогая

Пшеница гибнет на корню.

Налево — нет конца и края

Просторам отданным огню.

Земля, казалось, до предела

Была в огне накалена.

И вся иссохшая гудела:

«Да будет проклята война!»      

Слайд 17 – 18    Инсценировка песни «Смуглянка» (6 класс)

Ведущий. Фашисты топтали наши луга и поля, беспощадно уничтожая все на своем пути. В стремительной схватке с врагом закалялись и крепли наши войны. Насмерть стояли защитники    Отечества.

   Слайд 19

7-й чтец.

Под огнем на берегу реки

Залегли усталые стрелки.

Золотая рожь сверкала рядом,

А во ржи синели васильки,

И бойцы уже не слыша гула

И не ощущая духоты,

Словно на невиданное чудо,

Радостно смотрели на цветы.

Синевой небесной, нестерпимой,

 

Полыхая, словно огоньки,

Как глаза детей, глаза любимых,

На бойцов глядели васильки.

Через миг, усталость пересилив

Вновь пошла в атаку цепь стрелков,

Им казалось, что глядит Россия

Синими глазами васильков.

Слайд 20

Танец

«Васильковая поляна

Слайд 21

Ведущий. Великая Отечественная… В битве за отчий дом стояли насмерть все, кто мог держать оружие в руках. На передовой взрывами снарядов и бомб был изранен каждый клочок земли. На нелегких фронтовых дорогах, среди пепла и руин, оставшихся на места со­жженных городов и деревень, не раз видели наши воины 

Слайд 22 цветущие наперекор смерти сады, посаженные когда-то мирными людьми в расчете на мирную жизнь. И тогда с новой силой овладевали ими гнев и ненависть к врагу.

Слайд 23

8-й чтец.  

У пыльной военной дороги

Мы сделали краткий привал.

Горели усталые ноги,

В лощине ручей ворковал.

Шмели перед нами сновали,

Сердито гудя на лету,

И я увидал на привале

Шиповник.

В пыли и цвету.

Он был от корней до макушки

Изранен, как воин в бою.

Видать, проходившие пушки

Замяли его в колею.

Но словно на зло этой силе

Шиповник поднялся с земли,

Зацвел, отряхаясь от пыли,

  Чтоб мы его видеть могли.

Ведущий. Короткими были часы затишья на фронте. Редкие полевые цветы — немые свиде­тели беспредельного мужества и героизма наших бойцов — в часы отдыха были для солдат отра­дой. Миром и счастьем, теплом родных просторов веяло от них. И эта земная красота согревала души воинов.

 

9-й чтец.

Товарищи скинули каски,

Увидев, как нежно светла

Фиалка – анютины глазки, —

На гребне окопа взошла.

И, как по команде, качнулись,

И каждый увидел свое,

И сразу сердцами коснулись

Великого света ее.

Да что мы — в лесу или в поле?

Да нет же — в окопе как раз.

Анютины глазки, до боли

 

Исполняется песня «В землянке». (6 и 8 класс)

 

Ведущий. Цветы России… Они были своеобразными участниками боев. Нелегка была дорога к победе. Миллионы сыновей и дочерей России отдали свои жизни за то, чтобы люди всей Земли могли жить и трудиться под мирным небом.

 

10-й чтец.

Медленно и бережно ступая,

Мы идем под небом голубым,

В полевых ромашках утопая,

Вежливо дорогу уступая

Синим колокольчикам степным.

Любо здесь увидеть птичьи стаи

И не видеть дым пороховой.

Вот оно простерлось перед нами,

Встань к нему, родимому, лицом.

Полюбуйся пышными цветами,

Политыми кровью и свинцом.

Все, что было выжжено и смято,

Заново оделось зеленя,

Но храни земля торжественно и свято

Страшный стон железа и огня.

     Ведущий.

День памяти — победы праздник.

Несут венков живую вязь,

Тепло букетов, красок разных,

Чтоб не терялась с прошлым связь.

И ритмы скорбные согреты

Цветов дыханьем полевым.

Прими, боец, как дар все это,

Ведь нужно это нам, живым!

Цель: воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере русской природы в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

привести детей к соединению эстетического понятия красота с нравственно-положительной характеристикой память о предках;

развивать нравственные чувства сопереживания, чувства    благодарности;

развивать интеллектуально-познавательное мышление;

воспитывать чувство патриотизма, бережное отношению к природе;