Прощай, Азбука

внеклассное мероприятие из опыта работы учителя начальных классов Даценко Натальи Николаевны
Цели:
Развивать познавательные способности детей;
Развивать устную речь, интерес к чтению;
Развивать коммуникативные способности.

– Здравствуйте, милые дети и уважаемые родители! Поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Именно сегодня мы прощаемся с нашей первой школьной книгой «Русская Азбука». Азбука вас многому научила. Вы выучили все буквы русского алфавита. Вы научились читать и писать. Но ее страницы учили вас не только грамоте, они учили вас быть дружными, воспитанными учениками. А чему вы научились за это время мы и проверим сегодня. Вы должны доказать, что готовы к освоению новых наук. Мы должны с вами пройти 5 испытаний. Сегодня за каждое выполненное задание я буду выдавать вам фишки. Для того, чтобы получить фишку, если знаете правильный ответ – поднимаете руку. И так приступим?
Отгадайте загадку:
Тридцать три родных сестрицы – писаны красавицы.
На одной живут странице
И повсюду славятся. (Буквы).
С этой загадкой вы справились. Ответьте, какими бывают буквы? ( Гласные, согласные, не обозначающие звуков).
Вот нам об этом и расскажут дети.
Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные
Все: – гласные, согласные
Гласные тянутся в песенке звонкой.
Могут заплакать и закричать
В темном лесу звать и аукать
Но не желают свистеть и ворчать
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь

А теперь приступаем к первому испытанию.
Называется оно “Знание букв русской азбуки”.

– Вам нужно отгадать, о какой букве я говорю.

Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает АЛФАВИТ.
В этой букве нет угла,
От того она кругла
Ты с этой буквою знаком:
Стоят два колышка рядком,
А между ними поясок,
Протянутый на искосок
Вот посмотрите – кто такой,
Загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув баранкой ногу
– Какая буква лишняя и почему?
– Почему я в одном случае назвала «алфавит»,а в другом «азбука»? Кто помнит. (Слова азбука и алфавит обозначают одно и тоже: Так называют буквы, расположенные по порядку.)
-Слово «азбука» – русское , а «алфавит»-греческое, но образованы они одинаково. Их составили из названий первых букв русского и греческого алфавитов. Раньше букву А называли «аз» ,а Б «буки» . Эти устаревшие названия и сохранились. В слове «азбука» («аз» + «буки» = «азбука»). В греческом языке первая буква алфавита называется «альфа» , а вторая «вита» , а буквы, расположенные. В определенном порядке – алфавитом. Поэтому так говорят:
Надо начинать с азов.
Сначала «аз» и «буки» – потом все науки.
– Сегодня мы вспомним буквы русского алфавита. Сейчас мы покажем чему мы научились с помощью Азбуки
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко
Б – буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком
Вот буква В
Видна вдали-
Красивая, витая.
Как будто крендель
Испекли,
Приезжих поджидая.
Ё и Е – родные сестры,
Различать сестер непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук:
Ж – ж – ж – ж…….
На калитку посмотри:
Чем она не буква И ?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
В этой букве нет угла,
От того она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
Молоток стучит: «Тук – тук!»
Букве Т я старый друг.
В этой букве нет угла,
От того она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
Забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка-
Ветру вольному подружка
Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик – твердый знак,
Чтобы не облиться
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри – ка,
Что случилось:
Получилась ….буква Ю.
Каждый знает:
Буква Я
Самая хвастливая.
-Молодцы. Первое испытание выдержали.

Приступаем ко второму испытанию.
Оно посложнее и называется “Угадай-ка”.

Черные птичкиНа каждой страничке

Молчат ожидают,

Кто их прочитает.

Ну – ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет.
Черные, кривые,От рождения немые,

Сядут в ряд,

Все заговорят.

Летом много их бывает,
А зимой все вымирают.
Прыгают, жужжат над ухом
Как они зовутся?
Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука!
Пригодится здесь…
Я весь мир слепить готов –
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин –
У меня есть…
Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука!
Пригодится здесь…
Я весь мир слепить готов –
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин –
У меня есть…

Четвертое испытание “Учебное”. Узнаем, насколько хорошо вы умеете читать и писать. Нужно прочитать текст и исправить ошибки, допущенные в словах под картинками.

Пятое испытание “Сказочное”. Вы все любите сказки и знаете их. Вы должны назвать сказку, из которой услышите отрывок

1.Лечит маленьких детей
Лечит птичек и зверей
Сквозь очки на всех глядит
Добрый Доктор Айболит
2.Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки?

(Р. Н. С. “ Три медведя”.)

 

 3.На сметане мешон
На окошке стужен
Круглый бок, румяный бок
Покатился – колобок.

(Р. Н. С. “ Колобок”.)

 4.Носик – круглый, пятачком
Им в земле удобно рыться
Хвостик маленький, крючком
Вместо туфелек копытца.
Трое их и до чего же
Братья дружные похожи!
Отгадайте без подсказки
Кто герои этой сказки?

(“ Три поросенка”)

Молодцы, вы справились со всеми испытаниями. Вы доказали, что вы у меня очень умные дети.

Ученики читают стихи:

              Ежедневно по утрам
              Заниматься надо нам
              Мы с доски не сводим глаз
              А учитель учит нас.

                                          Мы знаем буквы, знаем слоги.
Умеем говорить, считать.

И постепенно, понемногу
Мы научились все считать.

                                    Тому, кто хочет много знать
            Кто хочет книги прочитать
Про горы и долины
Про водные глубины
Про реки, звезды и моря
Не обойтись без букваря.

            Как хорошо уметь читать.
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти
“Прочти, пожалуйста, прочти!”

Не надо умолять сестрицу
              “Ну, прочитай еще страницу”.
              Не надо звать, не надо ждать
              А можно взять и прочитать

              – Мы сегодня прощаемся с « Русской Азбукой» и говорим ей на прощание:

                            Я с этой книгой в первый раз
                            Пришел в свой первый, светлый класс.
                          Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
« Умею я теперь читать!»
На смену Азбуке придут две книги: « Русский язык», и «Родная речь».
Есть слово сладкое –  конфета,
Есть быстрое слово – ракета.
Есть кислое слово – лимон,
Есть слово с окошком – вагон.
Есть слово колючее –  ежик,
Есть слово промокшее – дождик.
Есть слово колючее – ель.
Есть книжное слово – страница,
Есть слово лесное – синица.
Есть слово пушистое – ель,
         Есть слово веселое – смех
Это очень интересно,
От кого река бежит.
Это очень интересно,
Что в трамвае дребезжит?
Это очень интересно,
Кто деревья посадил.
Кто придумал крокодилу
Это имя – крокодил?
Отчего скворец поет,
Почему медведь ревет,
Почему один в берлоге,
В  другой  в гнезде живет?