Организация игр на переменах как механизм реализации двигательной активности младших школьников

Рабочее название: «Перемена – игра: ура! Ура!»

Подготовила учитель начальных классов Ракутько Г. В.

Актуальность

Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, сформировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Одновременно школа должна выполнить и оздоровительную роль, так как обществу становится небезразлично, какой ценой для здоровья подрастающего поколения приобретаются знания, так как здоровье – это главная человеческая ценность.

Физическая активность является неотъемлемым видом деятельности человека, совершенно необходимым для сохранения и укрепления здоровья. Одна из характерных особенностей современного образа жизни, имеющая прогрессирующую тенденцию – сокращение объемов двигательной активности (гипокинезия) и мышечной работы (гиподинамия) в сочетании с нервно-психическими перегрузками.

Проблемы укрепления здоровья подрастающего поколения средствами физических упражнений волнуют специалистов уже очень давно.

Результаты исследования заболеваемости детей подтверждают подверженность хроническим заболеваниям, ухудшение общего состояния здоровья. И не зря современная педагогика значимое место определяет здоровьесберегающим технологиям на уроке. Выходом из сложившегося положения является введение различных форм телесно-двигательной практики на уроке.

Ввиду определенных причин (нехватка времени, несовсем корректная методика преподавания учителя, невидение учителем проблем с физическим здоровьем у школьников и т.д.) организация двигательной активности не всегда выполнима в урочное время. В связи с чем, актуальным может быть проведение подвижных игр во время перемен.

Чтобы раскрыть особенности поведения и деятельности ребенка в условиях школьных перемен, а также выявить влияние перемен на работоспособность во время урока, проводилось наблюдение за младшими школьниками на перемене.

Сбор и обработка полученной информации показали, что не все дети одинаково проводят свободное время, но общая для них деятельность – это игра. В шумной возне, в своих играх создают сами себя, строят свои характеры. Игра учит отличать хорошее от плохого, в игре дети открывают доброту и дружбу, развивают физические способности.

Какие же игры интересуют детей? Собственные наблюдения показывают, что это, прежде всего, зависит от ряда факторов:

  • во-первых, большое значение имеют психологические особенности детей, чем ребенок подвижнее, эмоциональней, он играет в более азартные игры. Спокойный ребенок предпочитает игры, связанные с умственной деятельностью;

  • во-вторых – особенности пола;

  • в-третьих, на выбор игр влияет окружающая действительность.

Дети играют постоянно в “вольные игры” – игры “в кого-то”, “во что-то”. Источником этих игр в настоящее время является телевидение, компьютер. Получая наглядные зрительные примеры поступков, дети подражают им, интерпретируют их по-своему, порой не всегда положительно. В ходе наблюдения за особенностями поведения детей младшего школьного возраста было выделено 3 группы учащихся:

1 группа: включает детей подвижных, эмоциональных, которые большую часть свободного времени занимают подвижными играми: спонтанный бег соревновательного характера, выявление самого сильного, заигрывание между мальчиками и девочками, выливающееся в “догонялки” (мальчики и девочки; преобладающий перевес в сторону мальчиков);

2 группа: дети, предпочитающие игры средней подвижности. Они более серьезно относятся к учебной деятельности. Дети этой группы играют в игры, связанные с умственной деятельностью (мальчики и девочки; преобладающий перевес в сторону девочек);

3 группа: дети, которые заняты игрой с малой подвижностью. В эту группу входят, практически, только девочки. Они проводят почти всю перемену сидя за партой, обычно бывают очень спокойны.

В связи с этим наблюдается возникновение конфликтных ситуаций, что можно уменьшить (или искоренить) если учитель умело организует игры на перемене, имея арсенал игр с учетом интересов и психологических особенностей детей.

Значит, можно предположить, что если отдых хорошо и грамотно организован, можно:

– прогнозировать положительный эффект;

– используя игру, можно воздействовать на здоровье учащихся, воспитывать, влияя на их поведение.

Осознавая то, что некоторые факторы образовательной сферы оказывают существенное влияние на состояние здоровья учащихся, появилась необходимость в организации процесса воспитания и образования (длительность занятий и перемен), в двигательном режиме детей (с учетом их возрастных особенностей), так как именно педагог нередко первым замечает отклонения в здоровье учащихся, именно от педагога зависит, на сколько меньше отклонений будет у воспитанников. Среди основных школьных факторов, негативно воздействующих на здоровье учащихся, является недостаток их двигательной активности.

Познакомившись со всеми аспектами, появилась потребность в создании проекта организации школьных перемен.

Цель: Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников через организацию школьных перемен.

Задачи:

  • подготовить зоны для активного отдыха детей;

  • создать банк игр для детей с разным уровнем подвижности;

  • научить детей организованно проводить свободное время;

  • организовать сотрудничество педагогов и детей.

Этапы:

I. Организационный (октябрь)

– разработка положения о проведении активных перемен;

– подготовка учителей к предстоящей работе;

– выбор методики работы;

– подбор игр разноуровневой подвижности;

– подготовка помещения;

– подготовка инвентаря;

– создание банка данных с играми;

– обсуждение проекта на классных часах;

– предоставление проекта на родительском собрании;

– осмотр детей медиком.

2. Реализующий (ноябрь)

– включение разработанных методических рекомендации по проведению перемен в общий сборник школы;

– разучивание игр разной подвижности в отдельных классных коллективах;

– проведение активного отдыха учащихся на переменах (игр);

– проведение игр регулярно и систематично.

3. Заключительный – обобщение и теоретическое осмысление полученных данных о состоянии двигательной активности школьников, определение и оценка результатов.

Составленный проект должен способствовать принятию детьми правильных решений в отношении сохранения здоровья и поможет:

– проводить воспитательную работу до начала приобретения негативных привычек;

– научить воспитанников ответственному поведению по отношению к своему здоровью;

– исключить угрозы здоровью.

Особенности методики использования подвижных игр

Типичными формами физической активности в школе с целью оздоровления и профилактики заболеваний являются подвижные перемены, которые носят релаксационный и оздоровительный характер (направленный на преодоление утомления) В то же время игра требует от ребенка сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстрее ориентироваться и находить правильные решения.

В режиме учебного дня необходимо более рационально использовать перемены между уроками, которые имеют важное значение для профилактики утомления у детей. Следует подбирать наиболее эффективные методы и методические приемы в организации игровой деятельности учеников, принимая во внимание уровень их физической подготовленности, функциональные особенности организма младших школьников, их дисциплинированность. Важным условием организованной двигательной активности является ее регулярность, систематичность, так как только регулярные упражнения повышают функциональные возможности системы дыхания, увеличивающий общий кровоток, повышают эффективность транспорта кислорода, при этом активизируется работа легких, сердца, сосудов, обеспечивающих доставку кислорода с током крови, то есть повышается работоспособность организма. Для эффективной организации динамической перемены необходим педагогический контроль за её проведением, определенный эмоциональный подъем. Известно, что только при наличии положительных эмоций улучшаются реакции организма: двигательная, зрительная, слуховая. При разработке и проведении подвижных перемен необходим дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, к детям с разной физической активностью. Обязательным условием является окончание игр за 3 минуты до звонка на урок.

Учащихся надо учить играть: практически показывать им наиболее целесообразные и экономные игровые приемы, наиболее выгодные тактические действия, применяемые в различных игровых ситуациях. В ходе каждой игры ученикам надо разъяснять ее значение для укрепления здоровья. Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально. Алгоритм объяснения игры может быть следующим:

  • название игры;

  • роли играющих и их расположение;

  • содержание игры;

  • цель игры;

  • правила игры.

Особое значение приобретает достаточное наличие четких правил. Они упорядочивают взаимодействия играющих, устраняют случаи излишнего возбуждения, благоприятно влияют на проявление положительных эмоций у игроков.

Особенность использования подвижник игр заключается в том, что самостоятельность действий учащихся включает кроме выполнения двигательных действий, обусловленных правилами игры ещё и самостоятельный контроль, и оценку своих игровых действий, так как перед игрой осуществлялся разбор игровых правил, распределялись роли. После окончания игры обязательно подведение итогов, в которое включается коллективный разбор выполнения игровых действий, и ученик может проверить не только правильность своего выбора игровых действий, но и способы контроля, а также объективность своей оценки своего участия в игре. При использовании подвижных игр как вида контроля можно выделить 10 уровней выполнения игровых заданий:

  • первый уровень – учащийся не может сам выполнить игровое действие, поэтому, в этом случае, он выбирает коллективный вид взаимодействия в игре. Задача ребенка—отделить правильный выбор игрового действия от неправильного;

  • второй уровень – ученик в состоянии верно выполнить двигательные действия, предусмотренные игровыми правилами, как коллективно, так и самостоятельно;

  • третий уровень – ученик в состоянии организовать подвижную игру по заданию учителя;

  • четвёртый уровень— умение учеником совершать самостоятельный выбор игровых действий, но на этом уровне у школьника есть несколько вариантов выполнения правил игры;

  • пятый уровень – ученик в состоянии сам организовать подвижную игру;

  • шестой уровень – учащийся в состоянии придумать подобную подвижную игру по заданию учителя:

  • седьмой уровень – учащийся в состоянии провести подобную подвижную игру по заданию учителя.

Нежелательным вариантом проведения перемен является любой вид умственной деятельности: подготовка к следующему уроку, чтение художественной литературы, игры, требующие умственного напряжения (шашки, шахматы, электронные игры). К лучшим вариантам перемен относятся танцы, ритмические движения под музыку, игры.

Наблюдения показали некоторую закономерность:

  • после первого урока детям не требуется организация перемены, потому что в это время они еще не успели устать от учебной деятельности;

  • после второго урока школьники посещают столовую, а оставшееся время они используют по своему усмотрению;

  • к концу третьего урока дети устают больше всего и им необходимо сбросить физическое утомление, эмоционально “зарядиться”.

При анализе анкетирования выявлено, что преобладающему большинству учащихся нравятся музыкальные паузы и игры соревновательного характера /эстафеты/.

Владея такой информацией, можно предложить организацию перемен следующим образом:

Ход реализации проекта

Пере-

мены

День недели

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

1

Деятельность во время перемены

Настольные игры детей, просмотр мультфильмов

2

Посещение столовой

3

Игра-эстафета «Огород»

Игра-эстафета «От весны до лета»

Танцевальная игра «Танец в шляпе»

Игра на развитие координации движении «Быстрый пас»

Подвижная игра на внимательность «Музакальный обруч»

Описание игр

Игра-эстафета «Огород»

Участвуют две команды по 8—10 человек. Перед каж­дой — сад, огород (мелом начерченный квадрат или боль­шой обруч). У капитанов команд в руках корзинки с ово­щами и фруктами (огурец, морковь, репа, лук, свекла, яблоко, картофель и др.). Первый игрок бежит и «высажи -вает» в огород все овощи, следующий игрок собирает уро­жай в корзину, потом процесс повторяется до последнего участника. Выигрывает команда, быстрее закончившая «посадку» и «уборку урожая», т.е. эстафету.

Подвижная игра-эстафета «От весны до лета» Две команды: «Подснежник» и «Ручеек». Первый этап: наступила весна, бегут ручьи, нужно срочно убрать снег. Игрокам необходимо сбросать снежки (из ваты или обык­новенные маленькие мячики) в ведра, стоящие на рассто­янии трех метров. Чья команда быстрей?

Второй этап: снег убран, появились первые подснеж­ники (бумажные цветы на проволочках втыкаются в плас­тилиновые шарики и приклеиваются к полу). Игрок бе­жит, срывает один подснежник, возвращается к своей команде и т.д. Чья команда первой соберет букет — та и выиграла.

Танцевальная игра «Танец в шляпе»

Во время медленного танца на голове у одного мальчи­ка шляпа. Каждая из девочек старается заполучить ее и надеть своему партнеру, потому что по условиям игры по­бедительницей будет та пара, у которой окажется шляпа по окончании танца: Не забудьте, нельзя нарушать рисун­ки танца, оставлять своего партнера.

Игра на развитие координации движений «Быстрый пас»

Игроки двух команд выстраиваются в колонну. Капи­тан команды стоит на расстоянии 2—3 м и бросает мяч пер­вому игроку в колонне. Игрок ловит мяч и, перебросив его обратно капитану, приседает.

Капитан таким же образом бросает мяч всем игрокам до последнего, который, возвратив мяч, не приседает, по­тому что игра продолжается в обратном направлении: вста­ет и ловит мяч сначала предпоследний игрок, потом сле­дующий до первого в колонне.

Побеждает команда, которая быстрее закончила пере­брасывать мяч.

Подвижная игра на внимательность «Музыкальный обруч»

Игроки стоят по кругу на некотором расстоянии друг от друга, они должны под музыку, передавая друг другу обруч, пролезть в него. Если музыка прекратилась, то игрок, у кого в это время находится обруч, покидает игру. Победителями становятся оставшиеся игроки.

Игры можно менять или распределять по вышеуказанным трем группам.

Описание игр

Игра на гибкость «Морская звезда»

Играют две команды или два игрока. Игрок ложится на песок (на ковер, на пол) на спину, раскинув руки и ноги. Другой игрок кладет пять камешков (маленьких мячей) между «лучами» звезды, т.е. между головой и правой ру­кой, правой рукой и правой ногой и т.д. Камешки (мячи) не должны касаться игрока, задача которого перевернуть­ся, не отрывая спины от песка (ковра) и не касаясь камеш­ков (мячей), так, чтобы голова оказалась на месте одной из ног.

Можно играть на время, а можно превратить эту игру просто в веселое барахтанье.

Игра на координацию движений и скорость «Стройные и быстрые»

Все игроки становятся в общий круг. При этом одна половина круга — одна команда, а вторая половина — дру­гая. Первые номера команд кладут на голову мешочки с горохом и, не придерживая их, бегут вокруг игроков: одна команда обегает круг по часовой стрелке, а вторая — про­тив часовой. Затем мешочек передается следующему игроку, который так же обегает круг и возвращается на свое место. Если мешочек падает, то до тех пор, пока он не бу­дет положен на голову, движение продолжать нельзя. Обе­жать круг должны все игроки. Побеждает наиболее быст­рая команда.

Игра на координацию движений «Фризби»

Играют командами (количество участников в команде от трех человек до десяти). Реквизит: одна летающая та­релка (обыкновенная детская игрушка) и размеченное на два дома поле произвольного размера. «Дома», как фут­больные ворота, имеют 4 штанги, которые составляют пря­моугольник на земле.

Задача команды — поймать тарелку, пущенную с поля своим игроком, в чужом доме. Игра начинается перебра­сыванием тарелки от одной команды к другой. Участник с тарелкой одной ногой обязан стоять на месте. Можно пе­рекидывать тарелку между своими членами команды. Мож­но сбивать пущенную соперником тарелку, в этом случае тарелка переходит тому, кто ее сбил, и все продолжается. Если тарелка упала на землю, она переходит сопернику, он бросает ее с места падения.

После 3-х голов команды меняются домами.

Игра на координацию движений «Вьюны»

На земле (на асфальте) чертится круг. Круг расчерчива­ется на сектора: от 1 до 10, сектора нумеруются. Игрок стоит в центре, лицом к цифре 1. Он подпрыгивает и старается повернуться в воздухе влево на 360 градусов. Та цифра, пе­ред которой игрок приземлился, показывает количество набранных им баллов.

Определяется личное первенство после трех попыток, баллы суммируются. Если игрок приземлился на границе между двумя секторами, то он получает меньшее количе­ство баллов.

Командная игра на равновесие « Чувство локтя»

Участники становятся в круг, спинами к центру. Все берутся под локти и начинают приседать. Побеждает та команда, которая присядет большее количество раз, напри­мер, за 30 секунд.

Подвижная игра «Необычная охота»

Подвижная игра в актовом или спортивном зале с боль­шим количеством людей. Сетку (волейбольную сетку) вру­чите «охотникам». Выберите «мамонта». Условие — на опре­деленной площади охотники, держась за сеть, ловят мамонта. Руками хватать нельзя, отрываться от сети нельзя..

Диагностирующий инструментарий:

Проект можно считать эффективным, если:

  1. В играх было задействовано не менее 70% школьников;

  2. Учителя и медицинский работник отмечают повышение у детей двигательной активности (исходя из личных наблюдений);

  3. Учителя отмечают сокращение конфликтных ситуаций между детьми, организованность и дисциплинированность детей (исходя из личных наблюдений).

Количество участников и проявление двигательной активности учитель ежедневно отмечает в дневнике наблюдений, по которому будет оцениваться эффективность проекта (схема 1).

Схема 1 – Форма дневника

Дата

Количество

учащихся

Степень активности

1

1.11.2011

85%

Низкая

средняя

высокая

Материально-техническая база:

  1. Мячи

  2. Обручи.

  3. Шляпы или панамки

  4. Волейбольная сетка

  5. Игрушки

  6. Вата

  7. Проволока

  8. Музыкальное сопровождение

  9. Аптечка

Участники проекта:

Медицинский работник школы, классные руководители, родители, учащиеся 1-4 классов.

Предполагаемый результат:

– Включение во время перемен новых игр и привлечение к ним детей,

-Образование в школе совершенно иной атмосферы: дети станут более организованными;

-Сокращение конфликтных ситуаций между детьми;

– Уменьшение двигательной пассивности детей;

-Улучшение работоспособности на уроке (как следствие).

Обобщение полученных данных о состоянии двигательной активности школьников.

Дневник наблюдений.

дата

Количество учащихся

Степень активности

1

8. 11

2

9. 11

3

10. 11

4

14. 11

5

15. 11

6

16.11

7

17. 11.

8

18. 11

9

21. 11

10

22. 11

11

23. 11

12

24. 11

13

25. 11

14

28. 11

15

29. 11

16

30. 11

17

Полученные результаты:

-включены во время перемен новые игры и привлечены к ним дети;

-образовалась в классе иная атмосфера: дети стали более организованными и собранными;

-сокращены конфликтные ситуации между детьми;

– уменьшилась двигательная пассивность детей;

– улучшилась работоспособность на уроке