Семинар- практикум « Построение уроков, реализующих цели формирования и развития универсальных учебных действий»

Презентация

Цель:

 1.актуализировать знания учителей об УУД;

2. формировать умения видеть основные виды универсальных учебных действий.

 

Участники: педагоги

Регламент: 1час 30 минут.

Форма проведения: семинар—практикум с использование групповой формы организации деятельности.

Обеспечение: компьютер, проектор, экран для демонстрации презентации ведущего.

Эпиграф: Деятельность формируется только в деятельности.

Л.С. Выготский 

План:

  • Вступление

  • Теоретическая часть

  • Практическая часть

  • Подведение итогов семинара

 Ход семинара

 

Блок Цветовое настроение “Лакмусовая бумажка”

Цель:определить, какое настроение у слушателей в начале семинара.

Инструкция. Каждый участник семинара получает несколько полосок разных цветов и таблицу с характеристикой цвета. В течение 1 минуты он должен определить, с каким настроением он пришел на семинар, выбрать бумажку этого цвета и прикрепить ее на доску (таблица составлена в соответствии с символикой цвета, но можно ее изменить в соответствии с собственными целями)

 

Серый цвет

Тоскливое, пассивное

Желтый цвет

Радостное, бодрящее

Лиловый, фиолетовый цвета

Сдержанное

Красный цвет

Активное

Зеленый цвет

Спокойное

Голубой цвет

Мечтательное

Черный цвет

Серьезное

Белый цвет

Легкое

 

1. Информационный блок.

 Ведущий. Сегодня мы хотим предложить вашему вниманию семинар на тему: «Сценирование уроков, реализующих цели формирования и развитие УУД»

 В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетентности:
математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией – владение математическими умениями;
коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;
информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации;
автономизационная компетентность – умение саморазвития – способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;
социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в коллективе, в команде;
продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;
нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.
Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
К сожалению, на сегодняшний день эти задачи не нашли положительного решения. Можно говорить пока ещё о достаточно низком уровне сформированности ключевых компетентностей у учащихся наших школ.
Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие – выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям.
Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

 

Существуют определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования. Всё это обусловлено объективными и субъективными причинами. Прежде всего, все изменения связаны с возрастными особенностями учеников, сменой целевых ориентиров и характера учебной деятельности, переносом приоритетов.
Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом.
Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода.
Не менее важным является использование учителем современных образовательных технологий. Главное, учитель, весь педагогический состав должны в совершенстве владеть методиками организации в классе учебного сотрудничества («учитель-ученик», «ученик-ученик»), уметь определять свои позиции в рамках взаимодействия с учениками. Для успешного решения обозначенной проблемы, можно организовать сотрудничество педагогов между собой в целях обмена опытом по данному вопросу. Традиционной формой по обмену опытом является взаимопосещение уроков. Как, каким образом осуществляется на уроке взаимодействие учителя и ученика, направленное на формирование УДД можно проследить по следующим позициям:

  •   постановка учебной задачи (целеполагание)содержательная линия урока
  •   организация учебной деятельности
  •   формы организации учебного сотрудничества
  •   работа в группе (позиция учеников, позиция учителя)
  •   коммуникативная компетентность
  •   морально-этические и психологические принципы общения и сотрудничества
  •   вербальные и невербальные способы взаимодействия
  •   характеристики сотрудничества
  •   эффективность используемых на уроке форм и способов взаимодействия учителя и ученика, направленных на формирование универсальных учебных действий.

Подводя итог, можно выделить несколько позиций обобщающего характера:
1.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
2.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно – возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
3.
В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
4.
Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.
5. В образовательной практике происходит
переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.
И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают
ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества

 Таким образом, в соответствии с ФГОС предметные результаты стали неединственными, должны присутствовать все три группы результатов. Они должны работать в системе, так как помогают формировать друг друга:

  •  Личностные
  • Метапредметные
  • Предметные

 Системно- деятельностный подход в обучении- это проза учительского труда. На современный урок мы идем с новой установкой: «Я формирую три группы результатов». И в этом может помочь учителю только сам учитель, его внутренняя установка понять и принять универсальные учебные действия (УУД).

 Что было характерно для знаниевой парадигмы? ( вопрос учителям; работают индивидуально).

 Действительно, главное были предметные результаты. А ведь научные знания полностью меняются 1 раз в 5 лет, а по некоторым дисциплинам, например, по информатики, 1 раз в год. И что получается? В 11 классе эти знания устаревают. Поэтому давать только научные знания бесполезно. Вот почему повышение квалификации педагогов проводилось 1 раз в 5 лет, а теперь по новому закону об образовании 1 раз в три года.

 Наша главная задача сейчас – ( закончите предложение, работа в парах).

 Правильно – это учить способам действий, как учиться, т.е. универсальным учебным действиям.

 Главным результатом современного Российского образования должно стать ( выберите правильный вариант, работа индивидуально):

 а) метапредметные результаты

 б) умение учиться

 в) владеть современной информацией

 Конечно, это умение учиться всю жизнь, т.е. полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности, а для этого у ребенка должны быть познавательные и учебные мотивы.

 

Объясните следующую пословицу в преломлении к образованию: « Можно привести верблюда к водопою, но заставить его пить нельзя»

 ( работа в группах).

 Вот эта пословица должна стать планом внутренних действий каждого современного учителя.

 

Давайте подробнее разберем виды УУД.

 Личностные УУД:

 Это, во-первых, наличие у ребенка внутренней мотивации и только это условие окажет влияние на его образование. Значит, мы должны сформировать потребность учиться и, во-вторых, умение ученика вести коммуникацию.

 В личностных УУД выделяют самоопределение и смыслообразование. Что касается учащихся начальной школы, то самоопределение значит осознание ребенка себя учеником, что он находится в школе, а учитель – это не мама, ведущий вид деятельности- учебный. Но процесс осознания себя как ученика надо сделать учителю интересным для каждого ребенка.

 Смыслообразование – это если ребенок видит смысл в работе, то качество будет лучше, связывать работу необходимо с личным опытом ребенка.

 Познавательные УУД:

 1)общеучебные

 2)логические

 3)постановка и решение проблем

 При структурировании урока надо думать о выбранном способе работы ( индуктивном сначала, т.е. от простого к сложному, а затем дедуктивному, т.е. от сложного к простому)

 Одним из элементов общеучебных действий является смысловое чтение:

  • чтение для понимания содержания текста;
  • чтение для понимания смысла текста;
  • чтение для создания своего текста;

Эту последовательность не стоит нарушать и использовать их систематически.

 ФГОС требует в качестве результата образования также наличие у ученика умение ставить и решать проблему; выделяется это требование как отдельный вид познавательных УУД.

 Подразумевается два этапа формирования данных действий:

  •  Формулирование проблемы
  • Самостоятельное создание способов решения проблемы ( ведь сегодня мы зачастую сами помогаем найти разные способы решения проблемы)

 

А «проблемами» просто изобилуют УМК, например, «Вставь пропущенные буквы», «Восстанови структуру изложения сказки». Ребенок должен четко понимать, что от него требуется, т.е.формулировать проблему, и как он ее будет решать, т.е. создание собственных способов решения.

 

Регулятивные УУД:

 Главный тезис данного вида – ребенок должен учиться сам, а мы ему помогаем. Здесь приоритетным выступает волевая саморегуляция – постоянно ученик сам анализирует свою деятельность, общается сам, иначе мы ничего не получим на выходе.

 

Коммуникативные УУД:

 Виды коммуникаций:

 1.как взаимодействие. Учет позиции собеседника или партнера по деятельности. Вот почему от фронтальной работы на каждом уроке уходим. Если фронтальная работа занимает 30 или более процентов, то качество стремиться к 0. Предпочтение надо отдавать парным, групповым, интерактивным видам работы, там, где каждый высказывает свое мнение, а затем вырабатывается общее мнение.

 2.как сотрудничество. Это согласование усилий по достижению общей цели- ориентация на партнера, т.е. одно задание на всех.

 3.как развитие речи= интериоризация. Это умение использовать стили и способы построения речевой коммуникации.

 

2. Практический блок.

  Предлагаем вам проанализировать ситуации и найти в них разные виды УУД. В качестве предмета анализа сначала выступят мультфильмы; а затем виды заданий из учебно-методических комплексов.

 

 

Этап 1 (приложение 1)

 

Цель: найти разные виды УУД в мультфильме “Котенок с улицы Лизюкова”

 

Перед началом просмотра мультфильма коллектив разбивается на 4 группы. Это экономит время, но в то же время способствует продуктивному усвоению теоретического материала.

 

  • 1 группа отбирает личностные УУД,
  • 2 группа анализирует коммуникативными УУД,
  • 3 группа выписывает познавательные УУД,
  • 4 группа формулирует регулятивные УУД

 

После просмотра мультфильма один представитель от группы презентует результаты работы, поясняя каждое УУД (это могут быть и те, которые не сформировались): где, в какой части мультфильма можно об этом говорить.

 

Этап 2 (приложение 2)

 

Педагогам предлагаются 3-4 задания из математики, биологии, русского языка, технологии (можно взять и другие предметы). Их задача: определить, какие из предложенных заданий направлены на формирование 1-2 видов УУД, а какие предлагают подойти к формированию и развитию УУД комплексно. Работа выполняется в группе, причем состав группы может (и нужно) быть разнообразным. В группу могут входить учителя математики, истории, физкультуры и т.д.

 

Блок Цветовое настроение “Лакмусовая бумажка”

 

Цель:определить, какое настроение у слушателей в конце семинара.

 

Инструкция. Каждый участник семинара получает несколько полосок разных цветов и таблицу с характеристикой цвета. В течение 1 минуты он должен определить, с каким настроением он уходит с семинара.

 3.Ознакомиться с материалами ФГОС можно на сайте:

 www.isiorao.ru

 4.Рефлексия: анкета «Обратная связь»:

 1.Что Вы приобрели на данном семинаре- практикуме?

 2.Какой этап семинара Вам был полезен, интересен?

 3. Что было для Вас трудным, неполезным?

 4. На сколько Вы были включены в работу данного семинара- практикума-

 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 5.Что Вы собираетесь изменить в своей дальнейшей деятельности?

 

Источники:  ресурсы сети интернет