На сегодняшний день на дорогах столицы такое количество нарушений ПДД со стороны водителей, что учить детей переходить дорогу нужно с детства, подробно объясняя, как вести себя в той или иной ситуации.
К сожалению, нарушений много и со стороны пешеходов, которые часто из-за своей неосмотрительности попадают под колеса. Буквально этой зимой, в гололед, трое детей лет 11-13-ти переходили дорогу на красный сигнал пешеходного светофора. «Встретить» их в потоке «посчастливилось» мне. Слава богу, на этот раз обошлось без жертв.
Думаю, их родители даже не представляют, какой опасности подвергают своих детей, не разъясняя элементарные вещи.
В этом посте я расскажу о том, что нужно знать пешеходу о дорожном движении, ведь о некоторых тонкостях человек, никогда не водивший машину в Москве (движение в разных городах и страной может сильно отличаться), может попросту не догадываться.
Темное время суток, в сильный дождь или снегопад
С наступлением сумерек пешеход в темной одежде не виден на плохо освещенной или неосвещенной дороге. В принципе. Пешеход в светлой одежде обозрим на расстоянии 10-15 метров. При средней скорости передвижения автомобилей по городу в 80 км/ч, водитель увидит вас за 0,6 секунды. Теперь представьте, успеете ли вы и он избежать столкновения?
В темное время суток водители пользуются ближним, дальним светом или так называемым ксеноном — довольно ярким светом фар. Имейте ввиду, что яркий свет не позволит Вам определить скорость машины, которую вы видите на дороге. Так устроена природа и наше зрение. Автомобиль может ползти, и вы успеете перебежать, а может лететь с неимоверной скоростью и оказаться рядом за несколько мгновений.
Если вы стоите на разделительной полосе (участок дороги, разделяющий встречные потоки движения), и машины едут в двух направлениях — вас не видно ни одному, ни второму потоку. Вас «прячет» освещение фар обоих потоков. Свет как бы обволакивает вашу фигуру, и вы становитесь просто яркой точкой фар, несущихся водителю навстречу.
Совет № 1
В темное время суток очень полезно иметь на одежде светоотражающие полосы или белые предметы гардероба. Так что, если в гардеробе завалялась куртка со светоотражателями, или куртка из спецматериала, который ночью отражает свет фар, ее полезно одеть.
Старайтесь никогда не переходить дорогу на нерегулируемых перекрестках, вне зебр, а также перед близко идущими машинами.
Стоя на тротуаре, внимательно посмотрите по сторонам. Некоторые водители чисто механически забывают включить фары или пользуются только «подфарниками» — тусклым светом, который плохо заметен.
Переходя дорогу, несколько раз поворачивайте голову направо и налево — машина может неожиданно выехать из двора, или вы можете не заметить ранее идущий автомобиль.
Проспект, шоссе
Много машин, высокая скорость (от 70 до 150 км/ч). Вам удалось перебежать два ряда и до разделительной полосы осталось всего пара полос. Вы неожиданно появляетесь перед водителем, который едет в крайнем левом ряду из-за машины, которая ехала в правом. До этого момента обзор водителю закрывал автомобиль справа. Доли секунды, и: либо вы окажетесь под колесами, либо водитель вывернет руль влево, пытаясь избежать столкновения. Его автомобиль попадет на полосу встречного движения. Произойдет лобовое столкновение. Это — почти всегда смерть водителя и пассажиров.
Совет № 2
Только подземные переходы и регулируемые перекрестки (перекрестки, на которых установлен пешеходный светофор и есть пешеходная зебра).
Только зебры и только в случае крайней необходимости и крайней внимательности.
Переход МКАД, Садового и Третьего кольца вне построек — наземные и подземные пешеходные переходы.
Не советую.
Переход проезжей части в пробке
Да, все вы знаете, что это такое. Одна часть дороги стоит, вторая — свободна. Вы проталкиваетесь сквозь стоящие машины и оказываетесь на свободной стороне дороги.
Помните, что наш народ любит пользоваться полосой встречного движения. Едет быстро и по сторонам не смотрит. На встречку, как правило, суются представители правоохранительных и других органов, ибо для них это нарушение ничего не стОит (в денежном эквиваленте). Давайте также не забывать об оборотнях в погонах, которым ваши переломанные кости ничего не будут стОить. Скажут, что вы были пьяны, влив в вас, находящегося без сознания, водочки.
Совет № 3
Перейдя пробочную сторону дороги, остановитесь и аккуратно выгляньте на встречную полосу, посмотрев не только направо, но и налево.
На шоссе вне пешеходной зоны вас пропустил один из водителей
Помним, что внезапно появляясь перед водителем, выходя или выбегая из-за препятствия, мы практически всегда будем для него неожиданностью. Просто представьте. Вы идете по пешеходному переходу. Толпа. Вы выскакиваете из-за «человека-бутерброда», обвешанного увесистым рекламным плакатом. И тут в вас влетает верзила под 2 метра, который решительно двигался прямо. Как минимум, вы пошатнетесь. Как максимум, упадете.
Перенесите ситуацию на более высокую скорость и тоннаж. Вы — 70 кг 5 км/ч, верзила — 5 тонн 80 км/ч.
Совет № 4
Встаньте как вкопанный. И только после того, как вы выглянули из-за корпуса пропустившего вас автомобиля, посмотрели налево и направо, идите. Нередки случаи, когда из-за пропускающих водителей гибнут пешеходы. Лично мой отец пропустил девушку на Ленинградке (по-моему), а она бездумно рванула дальше. Ее немедленно сбил автопилот из левого ряда.
Вы — с детской коляской
Я не раз наблюдала, как мамочки, смело толкая коляску впереди себя, переходят дорогу. Что происходит: коляска появляется перед водителями из-за корпусов других машин, и становится для него полной неожиданностью. Даже если вы переходите дорогу на разрешающий сигнал светофора, не забывайте о встречной полосе движения и о тех, кто не соблюдает ПДД, проезжая перекресток на красный сигнал светофора.
Совет № 5
Возьмите ребенка на руки, коляску лучше катить за собой. Переходя дорогу, как всегда, внимательно посмотреть вокруг.
Как вариант, коляску с ребенком (ребенок не на руках, а в коляске) можно катить справа от себя, за собой, двигаясь впереди коляски. Чревато неповоротливостью вашей конструкции и вероятностью получить удар по коляске справа. Отдернуть ее вы не успеете. Если с ребенком на руках еще можно рвануть и перебежать, увидев опасную ситуацию (плюнув на коляску и оставив ее на проезжей части), то во втором случае вы уже менее мобильны.
Перекрестки со светофорами без пешеходных секций
Если на перекрестке не установлена дополнительная пешеходная секция, и вам горит зеленый, это вовсе не означает, что дорога свободна. На зеленый сигнал светофора, при определенных условиях, машины могут ехать прямо, направо, налево, и осуществлять разворот.
Совет № 6
Переходя перекресток на зеленый свет автомобильного светофора, всегда смотрите по сторонам — машины могут поворачивать, а пешеходов у нас пропускают не всегда (хотя на зебре обязаны).
Лед
Если вы вышли на улицу и почувствовали под ногами что-то скользкое, знайте: на дороге в этот день может оказаться гололедица. Это — тонкая «наслойка» льда. Обнаружить ее легко — проведите по асфальту подошвой. Если нога скользит, отойдите от греха подальше и не переходите дорогу, пока не убедитесь в полной безопасности этого маневра. Даже шипованная зимняя резина не всегда уберегает автомобиль от заноса на такой скользкой дороге. То есть, заметив вас и нажав на педаль тормоза, водитель не всегда сможет остановиться. В некоторых случаях машина может уйти в занос, и тогда поведение авто просто непредсказуемо: от зигзагообразной дорожки до ближайшего бордюра вплоть до кувыркания, в случае столкновения с каким-либо препятствием.
Совет № 7
В гололед не переходите дорогу перед близко идущими машинами, не перебегайте дорогу в местах скопления машин.
Автобусы, троллейбусы, маршрутки, другие препятствия (сугроб на обочине)
Выше описано, что водители не всегда успевают среагировать на появившегося «изниоткуда» пешехода.
Последний совет № 8
Выйдя из автобуса, маршрутки, троллейбуса, обойдите его сзади и старайтесь не «выпрыгивать» на дорогу из сугробов!