Программа внеурочной деятельности
для учащихся 1-6 классов МБОУ ООШ №9
Нормативно-правовая и документальная основа:
-
Закон Российской Федерации « Об образовании».
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
-
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
-
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
-
Должностная инструкция зам. директора по воспитательной работе.
-
Должностная инструкция учителя
-
Должностная инструкция классного руководителя.
-
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: гражданско-патриотическая, научно-познавательная, спортивно-оздоровительная, общественно-полезная, художественно-эстетическая – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, игр, соревнований, концертов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований, поисковых исследований и т.д. Посещая эти занятия, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии детей.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
-
приобретение учащимися социального опыта;
-
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
-
приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Цель внеурочной деятельности:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи внеурочной деятельности:
- Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, библиотеками, семьями учащихся.
- Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
- Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
- Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
- Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
- Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) – для формирования здорового образа жизни.
-
Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных
программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
-
Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
Принципы программы:
– Включение учащихся в активную деятельность.
– Доступность и наглядность.
– Связь теории с практикой.
–Учёт возрастных особенностей.
-Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
-Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Направления реализации программы
1.Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени
2.Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.
3.Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
4.Научно-методическое обеспечение занятости учащихся во внеурочное время.
5.Совершенствование уровня кадрового обеспечения.
Предполагаемые результаты:
-
внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
-
улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
-
укрепление здоровья воспитанников;
-
развитие творческой активности каждого ребёнка;
-
укрепление связи между семьёй и школой.
Условия для самореализации учащихся.
План внеурочной деятельности МБОУ ООШ № 9
для 1 – 6 классов
на 2016 – 2017учебный год
Направление деятельности | Название кружка | Класс | Количество часов | время | ФИО педагога |
Спортивно-оздоровительное | «Сохрани свое здоровье» | 1а,б | 1 | пятница13.00 | Даценко Н.Н. |
«Спортивный» | 2а,б,в | 1 | каникулы | Штанько О.Н. | |
«Динамический час» | 2а,б,в | 1 | пятница17.40 | Пермина Т.В. | |
«Уроки зоровья» | 4а,б | 1 | четверг12.40 | Крючкова Н.И. | |
«Динамический час» | 2а,б | 1 | среда17.40 | Пермина Т.В. | |
Художественно-эстетическое | «Музыкальное лото | 1а,б | 1 | понедельник12.00 | Саломатина Е.В. |
2а,б,в | 1 | вторник12.00 | |||
3а,4б | 2 | Четверг
пятница12.00 |
|||
3б | 1 | Пятница13.00 | |||
4а | 1 | четверг12.00 | |||
«Вокал» | 5 -7 | 1 | пятница14.30 | Саолматина Е.В. | |
«Политра» | 1а,б | 1 | понедельник12.40 | Даценко Н.Н. | |
«Умелые ручки» | 4а,б | 1 | понедельник10.05 | Кузьменко О.А. | |
«Мозаика» | 2а,б,в | 1 | вторник13.00 | Штанько О.Н. | |
«Юный художник» | 5 | 1 | среда13.40 | Мисурагина О.В. | |
«В мире сказок» | 1а,б | 1 | пятница11.00 | Кравчук Е.И. | |
«Волшебная кисточка» | 2а,б,в | 1 | Пятница13.00 | Штанько О.Н. | |
«Юный художник» | 6 а,б | 1 | пятница13.30 | Мисурагина О.В. | |
«Слушаем сказки» | 1а, б | каникулы | Даценко Н.Н. | ||
«Умелые ручки» | 4а,б | каникулы | Крючкова Н.И | ||
«Актёрское мастерство» | 4а,б | каникулы | Кузьменко О.А. | ||
«Разноцветный мир» | 2а,б,в | каникулы | Брагина Я.М. | ||
«Зеленая планета» | 3а ,б | каникулы | Ракутько Г.В. | ||
Общеинтеллектуальное | «В мире книг» | 2а,б,в | 2 | понедельник
среда12.30 |
Брагина Я.М. |
«Рука помощи» | 4б | 3 | понедельник
пятница12.30 среда14.00 |
Крючкова Н.И | |
«Рука помощи» | 2а,б,в | 3 | понедельник
среда пятница 15.30 |
Штанько О.Н. | |
«Рука помощи» | 3а ,б | 3 | понедельник среда
пятница 17.40 |
Елясова Ю.С. | |
«Калейдоскоп наук» | 1а,б | 1 | понедельник12.40 | Кравчук Е.И | |
«Юный исследователь» | 5-6 | 1 | вторник 12.00 | Ершов Н.В. | |
«Юнные умники и умницы» | 1б | 1 | среда 12.40 | Даценко Н.Н. | |
«Умницы и умники» | 4а,б | 1 | среда 13.00 | Кузьменко О.А. | |
«Знай и люби свой край» | 1а,б | 1 | четверг 11.00 | Кравчук Е.И | |
«Занимательное словообразование» | 3а ,б | 1 | четверг 13.00 | Ракутько Г.В. | |
«ЮИД» | 3а ,б | 1 | вторник12.30 | Ракутько Г.В. | |
«ЮИД» | 3а ,б | 1 | вторник11.00 | Елясова Ю.С. | |
«Юный краевед» | 5 | 1 | четверг 13.30 | Рушнова В.Б. | |
«Информатика» | 5 | 1 | четверг 13.30 | Сударева Е.Г. | |
«Юный краевед» | 6а,б | 1 | пятница 13.30 | Рушнова В.Б. | |
«История» | 5 а,б | 1 | четверг14.00 | Гамолина В.С. | |
«Знай и люби свой край» | 4а | 1 | четверг12.00 | Кравчук Е.И. | |
«В мире сказок» | 1а,б | 1 | пятница12.00 | Кравчук Е.И. | |
«Слушание» | 4а,б | 1 | пятница13.00 | Ракутько Г.В. | |
«Мастер Данило» | 5-6 | 2 | пятница14.00 | Ершов Н.В. | |
«Экошкола» | 2в | 1 | суббота 11.00 | Брагина Я.М. | |
«Юный эколог » | 2а,б,в | 1 | вторник12.00 | Пермина Т.В. | |
«Бастак» | 3а ,б | 1 | вторник13.00 | Ракутько Г.В. | |
«Проектная деятельность» | 6а,б | 1 | пятница13.30 | Гамолина В.С. | |
Проектная деятельность | 3а ,б | каникулы | Елясова Ю.С. | ||
«Способный ребенок» | 3а ,б | 1 | понедельник 11.25 | Елясова Ю.С. | |
«Мир профессий » | 4а,б | 1 | каникулы | Кузьменко О.А. | |
Общекультурное | «Мой мир» | 4а,б | 2 | понедельник12.00 | Мищенко Л.Н. |
3б | 1 | вторник 12.00 | |||
2б | 1 | четверг 13.00 | |||
5 | 1 | четверг 13.40 |
1 кл | 2 кл | 3 кл | 4 кл | 5 | 6 | ||
Классы | Количество часов в неделю | ||||||
Направление деятельности | Название кружка | ||||||
Спортивно-оздоровительное | «Сохрани свое здоровье» | 1/33 | |||||
«Спортивный» | 1/34 | ||||||
«Динамический час» | 1/34 | ||||||
«Уроки здоровья» | 1/34 | ||||||
Художественно-эстетическое | «Музыкальное лото | 1/33 | 1/34 | 2/34 | 2/34 | / | |
«Вокал» | 1/33 | 1/35 | 1/35 | ||||
«Политра» | 1/33 | ||||||
«Умелые ручки» | 1/34 | ||||||
«Мозаика» | 1/34 | ||||||
«Юный художник» | 1/35 | ||||||
«В мире сказок» | 1/33 | ||||||
«Волшебная кисточка» | 1/34 | ||||||
«Юный художник» | 1/35 | ||||||
«Слушаем сказки» | 1/33 | ||||||
«Умелые ручки» | 1/34 | ||||||
«Актёрское мастерство» | 1/34 | ||||||
«Разноцветный мир» | 1/34 | ||||||
«Зеленая планета» | 1/34 | ||||||
Общеинтеллектуальное | «В мире книг» | 1/34 | |||||
«Рука помощи» | 3/34 | 3/34 | 3/34 | ||||
«Калейдоскоп наук» | 1/33 | ||||||
«Юный исследователь» | 1/35 | 1/35 | |||||
«Юнные умники и умницы» | 1/33 | ||||||
«Умницы и умники» | 1/34 | ||||||
«Знай и люби свой край» | 1/33 | ||||||
«Занимательное словообразование» | 1/34 | ||||||
«ЮИД» | 1/34 | ||||||
«ЮИД» | 1/34 | ||||||
«Юный краевед» | 1/34 | ||||||
«Информатика» | 1/34 | ||||||
«Юный краевед» | 1/34 | ||||||
«История» | 1/34 | ||||||
«Знай и люби свой край» | 1/34 | ||||||
«В мире сказок» | 1/33 | ||||||
«Слушание» | 1/34 | ||||||
«Мастер Данило» | 1/35 | ||||||
«Экошкола» | 1/34 | ||||||
«Юный эколог » | 1/34 | ||||||
«Бастак» | 1/34 | ||||||
«Проектная деятельность» | 1/35 | ||||||
Проектная деятельность | 1/34 | ||||||
«Способный ребенок» | 1/34 | ||||||
«Мир профессий » | 1/34 | ||||||
Общекультурное | «Мой мир» | 1/34 | 1/34 | 1/34 | 1/35 |
Прогнозируемые результаты.
«Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника школы складывается из следующих компонентов:
-готовности к производительному труду (физическому и, прежде всего, умственному),
-готовности к дальнейшему образованию,
-сформированности естественнонаучного и социально- философского мировоззрения,
-сформированности общей культуры,
– сформированности потребностей и умений творческой деятельности,
– сформированности педагогических умений, необходимых и в семейной, и в социальной жизни,
-сохранения здоровья, т.е. оптимального развития каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности.