О некоторых вопросах подготовки к внедрению Федеральныx государственныx образовательныx стандартов второго поколения в начальной школе.
2010-2011 учебный год является последним этапом подготовки к внедрению ФГОС второго поколения в начальной школе. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Работа школы и методического объединения учителей начальных классов должна быть направлена на создание условий для перехода к стандартам второго поколения, повышение психологической готовности самого учителя, развитие его профессиональной компетентности.
В первую очередь необходимо изучить педагогический, методический, кадровый и материально-технический потенциал образовательного учреждения; провести анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного оснащения, используемого для обеспечения системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе – внеурочной деятельности учащихся.
Во-вторых, следует собрать всю необходимую нормативно-правовую базу федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующую деятельность по апробации условий внедрения ФГОС, подготовить документацию школьного уровня; разработать перечень мероприятий по апробации материалов, регламентирующих создание методических, кадровых, материально-технических и санитарно-гигиенических условий для полноценной реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Особое внимание следует уделить отработке алгоритма внедрения основных компонентов государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения; формированию механизма использования возможностей современных развивающих технологий, обеспечивающих формирование базовых компетентностей современного человека:
- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
- коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
- самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
- самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Руководителям ОУ и учителям необходимо решить и вопрос о выборе УМК для реализации целей и задач ФГОС второго поколения.
При выборе УМК, соответствующего новому стандарту, следует учитывать:
- содержание новых учебников должно быть рассчитано в одинаковой мере и на сильного ученика, и на слабого, то есть оно должно быть дифференцированным;
- содержание учебника должно быть ориентировано на развитие личности ребенка и носить деятельностный характер;
- учебники должны способствовать развитию познавательного интереса у детей; развивать творческие способности, самостоятельность учащихся;
- учебники могут использоваться во внеурочной деятельности.
Наиболее готовыми для реализации целей и задач ФГОС второго поколения являются следующие УМК:
- «Начальная школа XXI века» (издательство «Вентана-Граф»).
- «Перспективная начальная школа» (издательство «Академкнига/учебник»).
- «Планета знаний» (издательство «АСТ Астрель»).
- «Школа 2100» (издательство «Баллас»).
- УМК по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова (издательство «Вита-пресс»).
- УМК по системе Л.В. Занкова (издательство Корпорация «Федоров»).
При работе по УМК «Школа России» (издательство «Просвещение») особое внимание необходимо обратить на формирование метапредметных и личностных результатов, так как данный УМК ориентирован в основном на формирование предметных результатов. В формировании универсальных учебных действий и личностных результатов в соответствии со стандартами второго поколения учителю помогут следующие пособия:
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения) / под. ред. А.Г. Асмолова. – М. Просвещение, 2010. – 152 с.
- Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В. и др. Планируемые результаты начального общего образования. (Стандарты второго поколения) – М.: Просвещение, 2010. – 120 с.
- Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс. (Стандарты второго поколения) / под ред. О.Б. Логиновой. – М. Просвещение, 2009. – 31 с.
- Воронцов А.Б., Егоркина С.В. и др. Проектные задачи в начальной школе. (Стандарты второго поколения). – М. Просвещение, 2010. – 176 с.
- Демидова М.Ю., Иванов С.В. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1. – М. Просвещение, 2010. – 215 с.
- Мишакина Т.Л., Гладкова С.А. Формирование универсальных учебных действий. Тренажер для учащихся 4 класса. – М.: Ювента, 2009. – 48 с.
- Оценка результатов начального образования в условиях компетентностного подхода: методическое пособие для учителей начальных классов / под общей редакцией Н.В. Калининой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009. – 99 с.
- Формирование ключевых компетентностей учащихся в начальной школе: учебно-методическое пособие для учителя / под общей редакцией Н.В. Калининой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009. – 56 с.