2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной общеобразовательной программы начального общего образования

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную про грамму. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

Планируемые результаты:

• обеспечивают связь между требованиями Стандарта, об разовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального об

щего образования, уточняя и конкретизируя общее понима ние личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

• являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно ме тодической литературы, а также для системы оценки качест ва освоения обучающимися основной образовательной про граммы начального общего образования.

В соответствии с системно деятельностным подходом, со ставляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характери

зует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учеб но практические задачи, в том числе как задачи, направлен ные на отработку теоретических моделей и понятий, так и за дачи, по возможности максимально приближенные к реаль ным жизненным ситуациям.

Иными словами, система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познава тельными, личностными, регулятивными, коммуникативны

ми, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, — овладеют обучающиеся в ходе образова тельного процесса. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.

Структура планируемых результатов строится с учётом необходимости:

• определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближай шей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка;

• определения возможностей овладения учащимися учеб ными действиями на уровне, соответствующем зоне ближай шего развития, в отношении знаний, расширяющих и углуб ляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

• выделения основных направлений оценочной деятель ности — оценки результатов деятельности систем образова ния различного уровня, педагогов, обучающихся.

С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной, междисциплинар ной) выделяются следующие уровни описания.

Цели ориентиры, определяющие ведущие целевые уста новки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в структуру планируемых

результатов призвано дать ответ на вопрос о смысле изуче ния данного предмета, его вкладе в развитие личности обу чающихся. Планируемые результаты, описывающие эту груп пу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, пред варяющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы. Этот блок результатов описывает основ ной, сущностный вклад данной программы в развитие лич ности обучающихся, в развитие их способностей; отражает та кие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, форми рование определённых познавательных потребностей обу чающихся. Оценка достижения этих целей ведётся в ходе

процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а по лученные результаты характеризуют деятельность системы об разования.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в

блоках «первоклассник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уро вень освоения опорного учебного материала ожидается от вы

пускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на дан ной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большин ством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризую щем исполнительскую компетентность обучающихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во первых, принципиально необ ходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во вторых, при наличии специальной целенаправ ленной работы учителя в принципе может быть освоена по давляющим большинством детей. Достижение планируемых результатов этой группы выно сится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопитель ной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполни тельскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью за даний базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, — с помощью заданий повышен ного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для поло жительного решения вопроса о возможности перехода на сле дующую ступень обучения.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как про педевтика для дальнейшего изучения данного предмета.

Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Первоклассник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебно го предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, мо гут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, име ющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отраба тывается со всеми без исключения обучающимися как в си лу повышенной сложности учебных действий для обучающих

ся, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимуще ственно в ходе процедур, допускающих предоставление и ис пользование исключительно неперсонифицированной инфор мации. Частично задания, ориентированные на оценку дости жения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля.

Основные цели такого включения — предоставить воз можность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее под готовленных обучающихся. При этом невыполнение обуча ющимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую сту пень обучения. В ряде случаев учёт достижения планируе мых результатов этой группы целесообразно вести в ходе те кущего и промежуточного оценивания, а полученные резуль таты фиксировать посредством накопительной системы оцен ки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.

Подобная структура представления планируемых результа тов подчёркивает тот факт, что при организации образова тельного процесса, направленного на реализацию и достиже ние планируемых результатов, от учителя требуется использо вание таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

На ступени начального общего образования устанавлива ются планируемые результаты освоения:

• междисциплинарной программы «Формирование уни версальных учебных действий», а также её разделов «Чтение.

Работа с текстом» и «Формирование ИКТ компетентности

учащихся»;

• программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Литературное чтение», «Математи ка», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное ис кусство», «Технология», «Физическая культура».

2.1. Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты)

В результате изучения всех предметов на ступени начального общего образования у первоклассников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адек ватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных дейст вий первоклассники овладеют учебными действиями, направленныхми на организацию своей работы в образователь ном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализа цию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие корректи вы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действийпервокласники научатся воспринимать и анализиро вать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, ис пользовать знаково символические средства, сравнивать объекты, группировать предметы на основе существенных признаков.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий первокласники приобретут умения вести даилог с собеседником (партнёра), соблюдать простейшие нормы речевого этикета, участвовать в паре.

Личностные универсальные учебные действия

У первоклассника будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положитель ного отношения к школе, ориентации на содержательные мо менты школьной действительности и принятия образца «хо рошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно познавательные и внешние мотивы;

• учебно познавательный интерес к новому учебному ма

териалу и способам решения новой задачи;

• способность к самооценке на основе критериев успеш ности учебной деятельности;

• основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричаст ности и гордости за свою Родину, народ и историю;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

• эмпатия как понимание чувств других людей и сопере живание им;

• установка на здоровый образ жизни;

• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесбере гающего поведения;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной куль турой.

Первоклассник получит возможность для формирования:

• внутренней позиции обучающегося на уровне положи тельного отношения к образовательному учреждению, по нимания необходимости учения, выраженного в преоблада

нии учебно познавательных мотивов и предпочтении соци

ального способа оценки знаний;

• учебно -познавательного интереса к но вым общим способам решения задач;

• положительной адекватной са мооценки на основе критерия успешности реализации со циальной роли «хорошего ученика»;

• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

Регулятивные универсальные учебные действия

Первоклассник научится:

• организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

• определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководстом учителя;

• определять план заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;

использовать в своей деятельности простейшие приборы.

Первоклассник получит возможность научиться:

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

• самостоятельно учитывать выделенные учителем

ориентиры действия в новом учебном материале;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий

контроль по результату и по способу действия, актуаль

ный контроль на уровне произвольного внимания;

Познавательные универсальные учебные действия

Первоклассник научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для вы полнения учебных заданий с использованием учебной лите ратуры;

• использовать знаково символические средства, сравнивать объекты, их группировать;

• строить сообщения в устной и письменной форме;

• перессказывать прочитанное или прослушанное, определять тему.

Первоклассник получит возможность научиться:

• ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

• группирорвать предметы на основе существенных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Первоклассник научится:

• соблюдать простейшие нормы этикета: здороваться, благодарить, прощаться;

• отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

• формулировать собственное мнение;

• договариваться и приходить к общему решению в со вместной деятельности;

• задавать вопросы;

Первоклассник получит возможность научиться:

• участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

• слушать и понимать речь других;

• участвовать в паре.

2.1.1. Литературное чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

Перовкласники приобретут навыки читать вслух слоги, слова, предложения; плавно читать целими словами. Научатся выразительно читать тексты . Первоклассники овладеют

характеризовать текст, сравнивать тексты, объяснять смысл заглавия произведения.

У первоклассников будут развиты такие читательские действия,

как анализировать текст, выделять опорные слова для рассказа по иллюстрации, составлять план.

Первоклассник получит возможность научиться:

• сравнивать фольклорные жанры, жанры художественных произведений;

• инсценировать художественное произведение;

• создавать письменный текст, определять тему совего будущего письменного выссказывания.

2.1.2 Русский язык.

Первоклассники приобретут навыки раграничивать понятия «звук» и «буква», последовательно вычленять все звуки слова и характеризовать их, выделять слоги, хорошо различать ударные и безударные гласные, парные и непарные по глухости — звонкости согласные. Первоклассник научатся писать под диктовку и списывать с печатного текста слова и короткие предложения.замечать в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении; создавать короткие устные высказывания, в том числе деловые (на основе схем, моделей) и «картинные» – по рисункам, своим впечатлениям от увиденного, услышанного, прочитанного; применять правила оформления границ предложений, раздельного написания слов, а также написания букв гласных в ударных слогах жи–ши, ча–ща, чу–щу. Первоклассники научаться участвовать в коллективном устном общении, вступать в диалог, соблюдать при этом принятые правила поведения: пользоваться различными этикетными формулами, выбирая их в соответствии с адресатом и ситуацией, слушать говорящего, смотреть на него, обращаться к собеседнику по имени (имени и отчеству) и т. п.; понимать вопросы и задания, инструкции учителя, адекватно реагировать на них; выделять из потока устной речи.

2.1.3Математика.

Раздел «Числа и величины»

Первоклассники приобретут навыки выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение, моделировать различные математические ситуации; группироватьчисла по заданному правилу.

Наблюдать: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять или дополнять числовую последовательность по заданному правилу. Оценивать правильность составления числовой последовательности. Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. Характеризовать явления и события с использованием величин.

Раздел « Арифметические действия»

Первоклассники научаться:

  • Сравниватьразные способы вычислений, выбирать удобный.

  • Моделироватьситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.

  • Использоватьматематическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления).

  • Моделироватьизученные арифметические зависимости.

  • Прогнозироватьрезультат вычисления
  • Контролировать и осуществлятьпошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия.

Раздел «Пространственные отношения. Геомерические фигуры»

Первоклассники научаться:

  • Моделироватьразнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.
  • Изготавливать (конструировать)модели геометрических фигур, преобразовывать модели.

  • Исследоватьпредметы окружающего мира: сопоставлять с геометрическими формами.

  • Характеризоватьсвойства геометрических фигур.
  • Сравниватьгеометрические фигуры по форме

Раздел « Геометрические величины»

Первоклассники научаться:

  • Анализироватьжитейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины (планировка, разметка).

  • Сравниватьгеометрические фигуры по величине (размеру).

  • Классифицировать (объединять в группы) геометрические фигуры.

  • Находитьгеометрическую величину разными способами

  • Использовать различные инструменты и технические средства для проведения измерения

2.1.4 Окружающий мир

Первоклассники научаться:

  • сознавать себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражащееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;

  • осознавать и принимать базовые общечеловеческиеценнсти;

  • давать установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.

Первоклассники получат возможность научиться :

  • регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

  • осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

  • осознавать правила и нормы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

  • работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;

  • наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

2.1.5 Технология

В результате изучения курса «Технологии» первоклассники:

  • получат начальные представления о материальной куль туре как продукте творческой предметно преобразующей дея тельности человека;

  • предметах материальной среды нравственно эстетического и социально исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отно шения к ним в целях сохранения и развития культурных тра диций;

• научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей;

Решение конструкторских, художественно конструкторс ких и технологических задач заложит развитие основ творчес кой деятельности, конструкторско технологического мышле ния, пространственного воображения, эстетических представ лений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.

Обучающиеся в результате выполнения под руководством учителя кол лективных и групповых творческих работ, а также элементар ных доступных проектов получат первоначальный опыт ис пользования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в це лях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчинённых, распреде ление общего объёма работы, приобретение навыков сотруд ничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважитель ного общения со сверстниками и взрослыми; овладеют начальными формами познавательных уни версальных учебных действий — исследовательскими и ло гическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформиро ванных регулятивных универсальных учебных действий: элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяй ству.

2.1.6 Музыка

Первоклассники научатся: выразительному пению, умению петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре – си первой октавы), умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки, петь с инструментальным сопровождением и без него.

Первоклассники получат первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека; научатся воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; выражать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений;наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

2.1.7 Физическая культура (для обучающихся, не имеющих противопоказаний для занятий физической культурой или существенных ограничений по нагрузке)

В результате обучения первоклассники

начнут понимать значение занятий физической культу рой для укрепления здоровья, физического развития;

• начнут использовать знания, полученные в курсе «Физическая культура», при планировании и соблюде нии режима дня, выполнении физических упражнений и во

время подвижных игр на досуге;

• узнают о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообраще ния, поймут необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур.

Обучающиеся:

• освоят первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно оздоровитель ных мероприятий в течение учебного дня, во время подвиж ных игр в помещении и на открытом воздухе;

• освоят правила поведения и безопасности во время за нятий физическими упражнениями, правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;

• приобретут жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого челове ка: бегать и прыгать различными способами; метать и бро сать мячи; лазать и перелезать через препятствия; выполнять

простейшие комбинации;

• освоят навыки организации и проведения подвижных игр, в процессе игровой и соревнова

тельной деятельности будут использовать навыки коллектив ного общения и взаимодействия.