Из опыта работы классного руководителя

Е.В. Худорожковой

Если бы когда-нибудь за наше
воспитание взялось существо
высшего порядка, тогда действительно
увидели бы, что может выйти из человека.
Я, Худорожкова Елена Владимировна, с 1998 года работаю в МОУ “ООШ № 9”. Имею 2 квалификационную категорию. Как классный руководитель работаю 13 лет. Два выпуска 11 классов в 2005 и 2008 годах. Являюсь классным руководителем 6 класса А. В классе 27 обучающихся (слайды 1,2,3,4).
Что же такое воспитание? Д.И. Менделеев сказал: «Образование без воспитания—меч в руках сумасшедшего».
Воспитание—это целенаправленный процесс формирования у детей высоких гражданско-политических, морально-нравственных, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями
В современной школе меняется многое: ее структура и содержание, позиция педагогов и учащихся, микроклимат их взаимоотношений, методика и техника урока… Да, многое меняется. А что же осталось? Остались родители и дети—с их радостями, горестями, разрешимыми и и порой неразрешимыми проблемами, потребность в своевременном совете мудрого, знающего детскую психологию педагога. Остался учитель, нуждающийся в сотрудничестве с родителями, с его проблемой пересмотра логики и содержания этого сотрудничества. Собственно воспитание реализуется полностью только в коллективе. Чувство «мы—единое целое», «мы—коллектив» возникает только в делах, которые удается организовать, как коллективные.
Часто мы говорим о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Знать бы, как трудно создавать это единство, поскольку работа с родителями—это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Конечно, именно семья определяет психологический климат, где формулируется восприятие мира, людей, самого себя. Связь школы с родителями должна быть дружественной и взаимно уважительной, если мы хотим иметь хороший ученический коллектив.
Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателем и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих действиях.
Второе, не менее важная задача педагога заключается в вооружении семьи педагогическими знаниями и умениями. Учителя и родители как партнеры в воспитании дополняют друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Школа, школьный коллектив с его многоуровневыми и многообразными связями является той социальной общностью, которая дает подрастающему поколению опыт общественной жизни и деятельности. Именно в школе развиваются чувства долга, ответственности по отношению к большому кругу людей и обязанностей, чем это может предложить семья. Именно в школе человек формируется как личность. Личность человека проявляется в его отношении к трем основным сферам бытия: к миру, к другим людям, к самому себе.
Провожу классные часы к различным событиям, внеклассные мероприятия, вечера для старшеклассников. Вместе с детьми участвуем в городских мероприятиях ( в заседании городского клуба «патриот», мероприятиях ЦДТ), посещаем музеи, выставки и т.д. (слайды).
Я также провожу психологическое тестирование детей, анализирую результаты и по этим результатам провожу коллективные тренинги на сплочение коллектива, ролевые и коллективные игры.
Каждую четверть провожу тематические родительские собрания, встречаюсь с родителями по мере необходимости. Родительский коллектив работает результативно.
За много лет работы с классом убедилась: поддерживать тесную связь с родителями через встречи, посещения на дому, классные и общешкольные родительские собрания, консультации по вопросам воспитания детей, привлечение родительского комитета и родителей к обсуждению и проведению классных мероприятий, совместных экскурсий и походов—это результат достижения взаимопонимания между учителем, детьми, родителями. Вместе с классом ежегодно принимаю активное участие в жизни школы, города. Ребята постоянно участвуют в различных мероприятиях, за что награждены многочисленными дипломами, похвальными грамотами, благодарственными письмами и призами.
Стараюсь проводить целенаправленную работу по формированию нравственных, эстетических и патриотических качеств учеников. Привлекаю учеников из актива, органов самоуправления, родителей, других участников для проведения нравственных творческих коллективных дел.
Много полезного получаю во время обучения на курсах повышения квалификации, курсов классных руководителей, городских и областных семинарах.
Актуальные вопросы для обсуждения с детьми с родителями:
1. Что для тебя означает понятие Дом?
2. Как сохранить тепло Дома?
3. Какая семья считается счастливой?
4. Требует ли жизнь в семье большого творчества?
5. Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?
Основные понятия:
Конфликт – противоборство, столкновения, серьезное разногласие.
Эмоции – волнения, реакция на внутренние и внешние раздражители. Имеют ярко выраженную субъективную окраску и связаны с переживаниями, волнениями.
Подготовительный этап:
Используемый реквизит: листы бумаги, ручки, рисунки-«кирпичики», детали атрибутов, наградные жетоны.
1. Оформление доски. Плакат с контурами Дома, куда будут прикрепляться «кирпичики». Эпиграф: «Семья вся вместе – душа на месте»
2. Сочинение ребят «Сцены из семейной жизни», иллюстрируемые фотографиями (задание дается предварительно).
Алгоритм деятельности:
Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой
А дом заставленный добром, – еще недом.
И даже люстра над столом, – еще не дом.
И на окне с живым цветом – еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
– О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?
(Дети и родители предлагают свои варианты ответов.)

Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, – это любовь к Дому своему. Рождение этой любви – тайна великая требующая размышлений. Поэтом к ней можно только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души.
-А как создать Тепло нашего Дома? Расскажите о теплых отношениях, сложившихся в ваших семьях.
Выбирается группа (3 человека) «социологов», которые будут обрабатывать полученную информацию.
В современной песне поется:
Родительский дом- начало начал,
Ты в жизни моей надежный причал.
Родительский дом! Пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет.
Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой Дом? С чего начать? Предлагаю вам поиграть в «строителей».
Задание для первой бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом «Дом».
Дом- это….(крепость, очаг…)
Задание для второй бригады: предложить несколько этических понятий, которые составляют «фундамент» Дома (записать на «кирпичиках»).
Взаимопонимание…(Что вы еще можете предложить для крепости семейных отношений?)
Задание для третьей бригады: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье. ведь их тем больше, чем индивидуальнее люди.
Нынешняя жизнь ждет от нас куда больше усилий, куда больше отказа себе в чем-то, куда больше внимания к каждому, самому мелкому шагу семьи.
Итак, что можно….., что нельзя…..
А теперь, когда наш «строительный материал» готов, построим Дом. «Прораб» каждой бригады «защищает» свой проект. Допускаются дополнения. Группа «социологов» подводит итоги. (Интересные идеи и их авторы отмечаются поощрительными высказываниями. Активные участники награждаются отличительными жетонами.)
Наш Дом построен, пора сказать: «Приходите к нам в гости!» Удача празднования зависит не только от подаваемых кушаний и напитков, но и от царящей при этом атмосферы. Приятная остроумная беседа, непринужденное веселье, радостное оживление – вот непременные спутники. Конечно, многое зависит от гостей, но главную роль все же играют хозяева Дома.
(«Строительные бригады» назначаются хозяевами). Вы должны нарисовать пригласительную открытку и придумать соответствующий текст.
3. К сожалению, праздник быстро заканчивается и жизнь в семье идет своей чередой. Что «греха таить», возникают в семье конфликтные ситуации, где резкость рождает ответную резкость И как необходимо стремиться обуздывать гнев и раздражение в ссоре. Очень важно для каждого члена семьи – понять позицию другого, стать на его место, посмотреть на спор его глазами. Это по-настоящему творческое, почти актерское умение перевоплотиться в другого человека, увидеть его глубинные переживания. Чаще всего это дает ясное понимание своей и чужой позиции, помогает прийти к согласию. Как же этому научиться? Сейчас мы с вами поиграем в игру «Компакт-опрос».
Ход игры: Распределяются роли (отца, мамы, бабушки, дедушки, сына и старшей дочери). Раздаются необходимые атрибуты: отцу – тапочки и нарисованный телевизор, маме- бигуди и зеркало, бабушке – кухонное полотенце и фартук, дедушке – очки и газету, сыну нарисованный компьютер, старшей сестре – телефон.
Каждый из играющих должен «вжиться» в свою социальную роль, подобрать соответствующую линию поведения, темперамент, жесты, мимику, речь.
Проблемная ситуация 1.
Обычный вечер в семье. Каждый член семьи занят своими делами:
Папа – лежа на диване у телевизора, мама – у зеркала после принятия ванны, дедушка – в кресле с газетой в руках, бабушка – на кухне за приготовлением вечернего чая, сын –

игрой на компьютере, сестра – у телефона.
Попытайтесь составить диалоги и разыграть ситуацию в различных стилях:
а) агрессивном, б) неуверенном, в) уверенно-достойном.
– Днем принесли квитанцию на оплату за квартиру. Кто пойдет завтра в сберкассу?
Что вы можете сказать, оценивая поведение каждого члена семьи, о создавшемся конфликте? И давайте вместе найдем приемы правильного «Кодекса поведения», чтобы снять напряжение и восстановить добрые отношения, которые ни в коем случае не должны быть принудительными. (Обсуждение подведение итогов)